Новые статьи
Содержание статьи

Улль – таинственный бог севера

Улль – ас, чьи функции в древнескандинавской мифологической системе до конца не определены. Согласно эддическим текстам, Улль – сын Сиф, но Тор, муж Сиф, не приходится ему отцом.

По одной из версий (Ф. Янсон «Lexicon Poeticum, Ullr»), Улль – не имя конкретного аса, а лишь эпитет, который применялся к тому или иному асу, чтобы подчеркнуть его значимость.

Этимология и использование в кеннингах

Древнескандинавское слово «ullr» переводится как «слава». Оно восходит к древнегерманскому «wulþuz». Исландский вариант – «ullur», северогерманский континентальный – «ull», готский – «wulþus», древнеанглийский – «wuldor». Имя Улль в работах средневековых хронистов латинизировано в форме Оллер («Ollerus»).

Улль

В пользу гипотезы о том, что Улль – не конкретное имя, говорит тот факт, что в текстах, созданных после христианизации европейского севера, староанглийская форма «wuldor» часто используется как кеннинг христианского бога. Примеры таких кеннингов – «wuldres cyning» («король славы»), «wuldorfæder» («отец славы»), «wuldor alwealda» («славный всеправитель»).

Надпись на Торсбергском наконечнике

Наиболее раннее упоминание об Улле относят к археологическому артефакту, известному как Торсбергский наконечник. Это бронзовый наконечник деревянных ножен, обнаруженный в Торсбергских болотах (Германия) и датируемый II веком нашей эры.

упоминание об Улле, Торсбергский наконечник

На наконечнике есть две надписи, выполненные общегерманским Футарком – ᛟᚹᛚᚦᚢᚦᛖᚹᚨᛉ (надпись на лицевой стороне) и ᚾᛁᚹᚨᛃᛗᚨᚱᛁᛉ (надпись на обороте наконечника). В контексте изучения образа Улля наибольший интерес представляет лицевая сторона. В надписи «owlþuþewaz» часть «owlþu» означает «слава» (или собственно Улль), а часть «þewaz» можно перевести как «слуга» или «последователь». Вместе получается «слуга славного» или «последователь Уллья».

Слово на оборотной стороне «niwajejmariz» состоит из трех элементов – «ni» (отрицательная частица), «waje» (горе, больной, дурной) и «mariz» (известный, знаменитый). Перевод этой надписи и фразы в целом является предметом диспутов. Возможно, вся фраза с обеих сторон наконечника означает нечто вроде «слуга Улля, не горем известного».

Упоминания в хрониках и эддических текстах

Улль под именем Оллер упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика. Здесь Улль – волшебник, который наложил чары на кость и мог путешествовать на этой «волшебной кости» по воде с большой скоростью. Там же говорится, что Улль правил 10 лет вместо Одина под его именем, пока тот пребывал в путешествии-изгнании.

Улль в хрониках и эддических текстах

В «Старшей Эдде» Улль упоминается трижды. В первый раз в «Речах Гнимнира» говорится об Идалире – месте, где живет Улль. Идалир («Ydalir» на древнескандинавском) переводится как «тисовая долина». Тис («yr») использовался по всему европейскому северу для изготовления луков, а в скальдической поэзии название дерева часто выступало в качестве кеннинга лука. Отсюда – версия о том, что Улль связан со стрельбой из лука (Б. Торп «Норвегия: история Поэтической Эдды»).

В «Речах Гримнира» дублируется информация о том, что Улль живет в Идалире – Долине Тисов. А вот упоминание таинственного аса в «Гренландской песне об Атли» представляет большой интерес. В этом тексте говорится о «кольце Улля» и связанной с ним клятве. Очевидно, речь идет о клятве «Hjalpi mer sva Freyr ok Njörðr ok inn almattki Ass», которая произносилась на храмовом (священном) кольце и считалась нерушимой.

В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон пишет, что Улль – сын Сиф, но Тору он приходится пасынком. Ни один ас не может сравниться с ним в стрельбе из лука и хождении на лыжах. Он умелый воин и красив собой, его призывают для победы в поединке. Далее, в части «Язык поэзии» Стурлусон приводит несколько кеннингов Улля – «ас-лучник», «ас-лыжник», «ас щита», при этом существует кеннинг щита – «корабль Улля». Никаких мифов об Улле Стурлусон не приводит.

Кеннинг щита «корабль Улля» неоднократно упоминается в скальдических произведениях. Также популярны кеннинги «Улль меча» и «Улль тетивы», оба кеннинга обозначают воина.

Топонимы и версия о божественных близнецах

Имя Улля присутствует в нескольких десятках топонимов по всей Норвегии и Швеции, например – Ullarhváll (Холм Улля), Ullerøy (Остров Улля), Ullsfjorden (Фьорд Улля), Ultuna (Город Улля), Ullvi (Святилище Улля). При этом аналогичные топонимы не встречаются на территории Дании и Исландии.

Р. Симек («Словарь северной мифологии») отмечает, что топонимы, связанные с Уллем, всегда располагаются в непосредственной близости с топонимами, имеющими связь с двумя другими богами – Ньёрдом (на территории Швеции) и Фрейром (в Норвегии). Возможно, это связано с теорией о том, что в клятве «Hjalpi mer sva Freyr ok Njörðr ok inn almattki Ass» третьим богом является именно Улль.

Некоторые топонимы на территории Норвегии отличаются по написанию – вместо традиционного варианта Ullr используется вариант Ullinn. Х. Дэвидсон в монографии «Колесница солнца» высказывает предположение о том, что Улль мог иметь близнеца по аналогии с парой Фёргин и Фёргинн. Дэвидсон пишет, что «концепция божественных близнецов» прослеживается во многих европейских культурах бронзового века. Эта теория также рассмотрена в другой работе исследователя – «Боги и мифы Северной Европы». 

Улль на гербе коммуны Улленсакер

Сегодня Улль присутствует на гербе коммуны Улленсакер. В Европейском горнолыжном сообществе медальон с изображением Улля часто носят

профессиональные лыжники, а лыжные патрули используют такой медальон в роли талисмана. Знаменитый горнолыжный курорт в Брекенридже (Колорадо) с 1963 года регулярно проводит в январе «Улль фест», цель которого – завоевать расположение аса и удачно провести лыжный сезон.

Предположительно Улль изображен на руническом камне «Runestone Böksta», найденном недалеко от Уппсалы (Швеция). Изображения и надпись на камне датируются 1050 годом. Основное изображение предположительно – Один с Гунгниром на Слейпнире.

Улль на руническом камне «Runestone Böksta»

Находки в Лилла Улеви и культ Улля

В 2007-2008 годах в Лилла Улеви (Lilla Ullevi) возле поселка Бро (Стокгольм) был обнаружен ряд археологических находок, на основании которых место было идентифицировано как культовое. Исходя из наличия имени Улля в названии (Ullevi), предположительно место может быть связано с культом этого бога.

Отличительной особенностью Лилла Улеви является наличие камней, установленных в форме «крыльев» с четырьмя отверстиями неясного назначения. Камни датируются вендельской эпохой, а в районе раскопок обнаружено 65 колец, что вновь возвращает нас к клятве на храмовом кольце. Вероятно, Улль все же является третьим богом из этой клятвы, а его культ – один из древнейших. Тем не менее, по какой-то причине сведений о нем не сохранилось.

P.S. Вопреки необоснованной информации, представленной в русскоязычной Википедии, не обнаружено ни одного алтаря или храма Улля. Комплекс Лилла Улеви является таковым предположительно, так как кроме упоминания аса в топониме на это нет никаких указаний.

 

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!