Рунические атты

Рунические эттиры в составе общегерманского футарка

Эттиры (или атты) – это три группы рун, входящих в традиционный общегерманский футарк. Каждый эттир включает в себя по 8 рун, предположительно располагающихся в строгой последовательности. На сегодняшний день скандинавоведам не удалось придти к однозначному мнению о том, почему атты имеют именно такой набор рун, на этот счет существует лишь одна проработанная гипотеза, которая будет представлены ниже (в части о тайнописи).

Слово «эттир» принадлежит скандинавскому языку и в оригинале пишется следующим образом «Ættir». Слово «атт», по всей видимости, имеет аналогичное значение и происходит от той же словоформы, но относится к традиционному норвежскому языку и в оригинале пишется так «Ætt». Тем не менее, перевода этих слов не существует, даже их генезис остается невыясненным.

Общегерманский рунический ряд, включающий в себя 24 руны (в реконструкциях гадательных практик добавляют двадцать пяту руну, так называемую «Руну Одина»), применялся с I по VIII век нашей эры на Севере Европы, в первую очередь – на территории расселения германских племен, а также в восточных регионах (в том числе – на территории современной Украины и Румынии). Позже, вплоть до XIII века общегерманские руны использовались в качестве тайнописи, а так называемые «младшие руны» (рунические алфавиты, созданные на основе оригинального футарка) имели сугубо бытовое и прикладное назначение. Сегодня найдено более 150 археологических артефактов, датируемых указанными временными рамками, на которых обнаружены надписи, выполненные рунами общегерманского футарка.

Рунические эттиры Рунические атты

Речь идет о том, что атты (эттиры), по всей видимости, имели место уже в первых веках нашей эры. Для раннесредневековых авторов (в первую очередь – эрилей, создававших рунические камни) деление футарка на три равные группы по 8 рун было настолько естественным, что не требовало комментариев и пояснений. При этом аналогичный тип деления рун встречается в ряде позднесредневековых гальдрабоков и рунических камней, в первую очередь – в качестве шифра, но нет никакой уверенности в том, что шифрование – единственное назначение эттиров.

Атты в позднесредневековой тайнописи

Современным скандинавоведам известно два варианта рунической тайнописи – это «вязаные руны», когда несколько символом объединялись в один с целью сокрытия изначального смысла, и использование рунических аттов. В случае с применением аттов сами руны вообще не пишутся, их место занимают две группы черточек – первая группа обозначает номер эттира, вторая – порядковый номер руны в эттире.

Также стоит отметить, что порядок указания на эттиры всегда обратный, то есть одна черточка указывает на третий эттир, три черточки – на первый эттир. При этом две черточки всегда обозначают второй атт рун. Особый интерес представляет тот факт, что на камне из Рёка продемонстрировано несколько вариантов рунической тайнописи, и далеко не всегда порядок рун в аттах соответствует общепринятому.

На том же камне из Рёка присутствует вариант рунической тайнописи, который принято называть «ветвистыми рунами» («kvistrunir» на норвежском). В этом случае в центре находится длинная черта, а по обе стороны от нее располагаются черточки, количество которых обозначает номер эттира (слева) и номер руны в эттире (справа). «Крестовые руны» (они же – «шатровые руны», «tjaldrunir» на норвежском) предлагают еще один способ шифрования, и он гораздо сложнее. Сложность заключается в том, что один знак обозначает сразу два звука: в основе конструкции простой равносторонний крест, а черточки располагаются наискосок от центра. Слева сверху и справа сверху количество черточек указывает на номер эттира для первой и второй руны, слева внизу и справа внизу – на номера искомых рун в указанных эттирах.

Крестовые руны

Также существует вариант тайнописи, представленный в своеобразном бинарном коде – номер атта обозначается рунами из традиционно футарка, а номер самой руны – шведско-норвежской руной «s». То есть надпись вида «oossoosss» обозначает слово «ni» (в переводе «девять»). Рунические надписи на камне из Вольсты, на дощечках из Бергена и в рукописи «Codex Salisburgensi» демонстрируют немало вариантов шифрования с использованием аттов. Атты и порядковые номера рун могли обозначаться по-разному, и в ряде случаев сам порядок рун действительно изменен (возможно – намеренно, для усложнения расшифровки).

Атты в работах рунологов: возможный эзотерический подтекст

Традиционная последовательность рунических аттов в общегерманском футарке признается практически всеми современными исследователями – не только эзотериками. В качестве примера можно привести работы С. Некрасовой (со стороны эзотериков) и Л. Кораблева (со стороны профессиональных скандинавоведов). При этом ранние рунологи (например, Гвидо фон Лист) вообще не акцентировали внимание на данном аспекте рунических надписей. На данный момент общепринятым является следующий состав рунических аттов:

  • Первый атт: Фегу, Ур, Терс, Асс, Рейд, Кен, Гифу, Винья.
  • Второй атт: Хагал, Ниид, Исс, Яра, Э, Петра, Олгиз, Сол.
  • Третий атт: Тейваз, Беркана, Йо, Манназ, Лагуз, Инг, Дагаз, Одал.

Примечание: в названиях рун используется транскрипция англо-саксонских и исландских названий, лишь в ряде случаев применяется транскрипция старо-норвежских вариантов. Такие названия в своих работах использовал, в частности, К. Медоуз.

В эзотерической практике такое деление объясняется тем, что общегерманский рунический ряд воплощает в себе некий универсум – наглядную «схему» акта творения («опус магнум», как говорили средневековые алхимики) и одновременно – прогресс человеческой личности, как отражение становления Вселенной. В этом контексте первый эттир (атт) воплощает подсознательное, мир инстинктов и эмоций, он «посвящен» Фрейе (и, по другой версии, ее брату Фрейру).

Второй эттир (атт) это осознанная деятельность, намерение, воплощенное в действии, то есть – физический мир. Эта группа рун «посвящена» Хеймдалю. Трений эттир (атт) указывает на духовный мир, это высший уровень развития человеческой личности, уходящий за пределы эмоциональной и физической составляющей. Эта группа рун «посвящена» Тюру. Насколько такое объяснение справедливо – вопрос спорный, тем не менее, с точки зрения семантики рун в контексте их традиционной последовательности гипотеза выглядит логичной.

С другой стороны, некорректно утверждение о том, что общегерманский ряд всегда был строго фиксирован. Выше уже было приведено несколько археологических памятников, на которых порядок расположения рун в аттах нарушен. И хотя это действительно могло быть сделано для усложнения расшифровки, точных данных по этому вопросу у нас нет. Более того, некоторые исследователи (в частности – К. Медуоз) полагают, что деление рун на атты носило сугубо практический характер, то есть использовалось лишь в контексте шифрования. Тогда как реальная последовательность общегерманского ряда изначально могла иметь совсем другой порядок, как минимум – не разделенный на группы по 8 рун. Тот же Медоуз указывает на то, что руны, вероятно, располагались не в ряд, а образовывали замкнутую круговую структуру, где фактически не могло быть «первой» и «последней руны. В тоже время Медоуз говорит о том, что с семантической точки зрения первой руной в ряду является не Феху, а Уруз.

Таким образом, неоспорим тот факт, что руны общегерманского футарка делились на три группы по 8 символов. Однако назначение этих групп (аттов или эттиров) нам не известно. Ученые и эзотерики всего мира выстраивают десятки предположений, но без доказательной базы ни одно из них не может претендовать на статус теории.

Советуем почитать: