Новые статьи
Содержание статьи

Драуг – этимология и общее описание

В древнескандинавской мифологии драуг (или драугр) – воскресший труп, обладающий нечеловеческой силой и сверхъестественными способностями. Исходная форма «draugr» – древнескандинавская, множественное число – «draugar». На старонорвежском, датском и шведском записывается как «draug» (и произносится соответственно уже не «драугр», а «драуг»). На Фарерских островах распространена форма «draygur», в Исландии – «draugur».

 Драуг

Альтернативное название драугра – аптганг или аптганга (соответственно «aptrganga» или «aptrgangr» на древнескандинавском и «afturganga» на исландском). Дословно «драуг» переводится «вновь бродячий», хотя в классических английских переводах используется слово «walker», что можно перевести как «ходок» или «путешественник».

Согласно «Энциклопедии индоевропейской культуры» Е. Поломе, известные нам северные формы слова «драугр» восходят к индоевропейскому «dʰrowgʰos», что значит «фантом», «призрак». В свою очередь «dʰrowgʰos» является производной от «dʰrewgʰ-», что можно перевести как «обман». Однако в древнескандинавской культуре понятие «призрак» («revenant» в классических английских переводах) обладает несколько иным значением. Это не обязательно бесплотный дух, чаще как раз вернувшаяся к жизни оболочка.

Г. Ремли в монографии «Живые мертвецы в норвежской и кельтской литературе» пишет, что в северном фольклоре драугр – не просто тело. Оригинальный отрывок: «Достаточно сильная воля может вернуть дух жизни в тело. Эти поднятые мертвецы зовутся драуграми. Так как они снова живут, их можно вновь убить. «Вторая смерть» настигнет драугра, если его тело будет сожжено, расчленено или полностью уничтожено иным способом».

То есть драуг кардинально отличаются от традиционного образа приведения. Драуги живут в собственных могилах и курганах, где были погребены. Они охраняют сокровища, которые были зарыты вместе с ними. Драуги сохраняют все физические возможности, доступные им при жизни. Североевропейский фольклор четко разграничивает сухопутного и морского драугра.

Способности и мотивы драугра, средства уничтожения восставшего мертвеца

Г. Ремли пишет, что, согласно сохранившемся фольклорным фрагментам, драугр источал зловоние гниющей плоти и мог менять размеры своего тела по собственному желанию. По всей видимости, драугры имеют хотя бы элементарные интеллектуальные способности. Они не только охраняют свои сокровища, но и могут причинить вред людям, которые каким-то образом навредили им или обидели, пока они были живы. То есть драуг, вероятно, сохраняет память.

О драуге Торольфе из «Саги о Людях с Песчаного Берега» говорится, что его тело было раздуто до размеров взрослого быка, а сам он был настолько тяжел, что его нельзя было сдвинуть с места без рычага. М. Магнуссен в комментариях к «Саге о людях из Лососьей долины» указывает на другое свойство драугров – они могут обращаться невесомой дымкой и в таком виде способны перемещаться сквозь скалы и другие твердые предметы (так объясняется их способность подниматься из могил, не нарушая земной покров).

Драуг   Драуг

В работах Б. Куррана описано множество способов, которыми драугры умерщвляют своих жертв. Они могут просто убивать их, могут давить неимоверной силой, иногда пьют кровь или поедают. Драуги также убивают

животных, по неосторожности подобравшихся к их владениям. Способны сводить с ума, опять же – как людей, так и других живых существ. Есть несколько описаний, когда наведенное драугром безумие приводило к гибели (например, в «Саге о Людях с Песчаного Берега»).

Драугры могли атаковать не только самих людей, но и принадлежавший им скот. Они обладали множеством сверхъестественных способностей, которые Х. Дэвидсон в монографии «Дорога в Хель: исследование концепции мертвых в древнескандинавской литературе» называет «trollskap», что дословно переводится как «троллье колдовство» или просто «колдовство». Они могут влиять на погоду, менять обличие и прозревать грядущее.

Известны упоминания о том, как драуг обращался в тюленя, быка с ободранными боками, серую лошадь с переломанным хребтом и кошку без ушей и хвоста (кошка ложилась на грудь спящего и душила его во сне, постоянно прибавляя в весе). В «Саге о Хромунде Грипссоне» драугр обращается кошкопобоным созданием (в оригинале использовано слово «kattakyn»), он бросается на Хромунда и разрывает его плоть острыми когтями.

Х. Дэвидсон упоминает фольклорные эпизоды, где драуг посещает живых в сновидении и обязательно оставляет какой-то материальный дар рядом со спящим, чтобы проснувшись человек не сомневался в реальности визита. В «Саге о Греттире» говорится о способности драуга проклинать своих жертв, ослабляя их. Драугр мог наслать мор на населенный пункт или локально накрыть его непроглядным мраком в разгар дня. При этом, хотя драуги чаще действуют в ночное время, они, вероятно, не боятся света.

Согласно «Саге о Греттире» на наличие драугра в могиле или кургане указывают биолюминесцентные грибы, известные как Ложный огонь («Foxfire»). Некоторые драуги невосприимчивы к обычному стальному оружию и необходима сила воли и духа, чтобы одолеть их.

Ж. Симпсон в книге «Исландский фольклор и легенды» приводит ряд упоминаний о том, что хотя оружие из стали может нанести ущерб физическому телу драугра, этого недостаточно для полного уничтожения. Желательно убить драуга на его собственной могиле, тело нужно обезглавить, а потом сжечь, развеяв прах над морем.

Цвет тела драугра варьируется от бледно-серого до темно-синего и темно-багряного. Драугом может двигать зависть, жадность, желание отомстить, но основной мотив для всех поднятых мертвецов – ненависть к жизни, которой они когда обладали, но больше не могут прикоснуться к ней. Об этом, в частности, говорится в «Саге о Фритьофе».

Варианты появления драугра, идентификация и меры предосторожности

Э. Якобссон в «Классификаторе средневековой исландской нежити» пишет, что если труп лежит в погребении не горизонтально, а вертикально или сидит – это явное указание на то, что он вернется как драуг. Драугом может стать любой человек, известный при жизни дурными чертами характера. Якобссон акцентирует внимание на том, что хотя большинство фольклорных драугов при жизни были маргиналами, технически восстать из мертвых может абсолютно любой человек, достаточно незначительной черты характера, которая может быть классифицирована как негативная.

Драугры, как и призраки в их классической интерпретации, могут отказываться от посмертия из-за незавершенных дел на земле или из-за сильной привязанности к кому-то или чему-то. Якобссон здесь указывает на то, что как и для традиционного призрака для драугра ключевой чертой характера является эгоизм. Но в отличие от призрака, человек может вернуться как драуг не только после естественной гибели.

В «Саге о Греттире» есть эпизод, где человек становится драугром, заняв место другого восставшего мертвеца на кургане (предыдущий мертвец при этом обретает посмертие). Аналогичный эпизод присутствует в «Саге о Людях с Песчаного Берега». То есть состояние драугра можно интерпретировать как проклятие или некую болезнь, которая может передавать на физическом и духовном уровне от живого мертвеца к человеку.

Варианты появления драугра

Чтобы исключить превращение мертвого в драугра в его вещах прятали ветки и цветы определенных (возможно – заговоренных?) растений. Также на могилу помещали раскрытые железные ножницы. Пальцы ног мертвеца крепко связывали между собой, а в ступни втыкали стальные иглы, чтобы он не мог ходить, если все же обратится.

Еще одна традиция, известная в Исландии, предписывает, что гроб нужно трижды поднимать из могилы и трижды опускать, ориентируя по разным сторонам света. Это необходимо, чтобы запутать драуга и не дать ему возможность вернуться домой к живым. В раннесредневековой Дании существовал другой ритуал, позже распространившийся на весь Скандинавский полуостров. Согласно этому ритуалу, для того, чтобы вынести труп из дома в одной из стен делали особую дверь. После того, как труп был вынесен через эту дверь, ее разбирали или заколачивали. Предполагалось, что восставший мертвец способен вернуться к живым лишь тем путем, по которому уже прошел (или по которому его пронесли).

С. Митчелл в книге «Колдовство и магия в скандинавском средневековье» упоминает рунический камень Nørre Nærå – это археологический артефакт, обнаруженный на кладбище Нэраа (остров Фюн, Дания). Камень датируется IX-X веком, надпись на нем гласит «ÞōrmundR. Niūt kumbls». Предположительно, этот камень был положен на могилу для того, чтобы мертвец не вернулся к жизни в обличие драуга.

Драуги в позднем исландском фольклоре и смежные образы

В «Саге о Греттире» присутствует эпизодическая история Гламара, который умер в канун Рождества и вернулся как драугр. При виде восставшего мертвеца многие люди сошли с ума, другие лишились сознания. Герой саги, Греттир, в жестоком противоборстве побеждает Гламара, но тот перед второй «окончательной» смертью проклинает своего убийцу.

Любопытный образ драуга представлен в «Саге о Ньяле». Здесь драугр Гуннар улыбается людям и выглядит жизнерадостно. В «Саге о Людях с Песчаного Берега» драуг нападает на пастуха и ранит его в шею. На следующую ночь умерший пастух возвращается в мир живых как драугр.

В Северной Норвегии вплоть до XX века в народном фольклоре сохранились легенды о морских драугах, которыми становятся погибшие моряки. Эти драуги выглядят как люди, но с головой, состоящей из водорослей. По другой версии они вообще не имеют головы и передвигаются на половине лодки. В связи с этим любопытно отметить, что на гербе деревни Бё (Нордленд, Норвегия) изображена как раз половина рыбацкой лодки.

Более поздняя легенда, найденная этнографами в Трёнделаге (центральная часть Норвегии) рассказывает о том, как два драуга (безголовый и с водорослями вместо головы) подрались за труп, гниющий на пляже. Там же найдена легенда, повествующая об особом виде морского драугра, который насылает на моряков чары, заставляющие их прыгать (или случайно срываться) со скал.

Большинство мифов говорит о том, что появление драуга предвещает скорую смерть, но один миф, обнаруженный в Северной Норвегии, рассказывает как некий моряк Ол одолел драугра. Он ударил его по спине, так что тот вывалился в окно, а потом сбежал. Пробегая мимо кладбища, он призвал души христиан помочь ему и услышал за спиной шум схватки. Наутро все кладбище было усеяно водорослями и обломками гробовых досок, драуг с тех пор не появлялся в селении.

Частным случаем драуга, вероятно, является хаугбуи. Слово «haugbui» происходит от старонорвежского «haugr», что значит «курган». Хаугбуи обитает только в районе кургана, где был похоронен. Он не может покинуть его пределы и нападет лишь на тех, кто сам приходит к нему.

В заключении стоит отметить, что хотя слова «dragon» (дракон) и «draugr» (драугр) не связаны между собой лингвистически, в северных сагах много персонажей-драконов, которые по сути выполняют функции драугов – стерегут свои сокровища и переполнены ненавистью к людям. Ярчайшим примером такого дракона является Фафнир, сраженный Сигурдом.

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!