-
Руны. История и применение
- Скандинавские руны – больше, чем письменность
- Скандинавская руна: образ, сохраненный в камне
- Толкование скандинавских рун и вопрос о происхождении утхарка
Скандинавские руны – больше, чем письменность
На сегодняшний день формальное определение искомого понятия гласит, что скандинавские руны – это вид письменности, распространенный на территории Норвегии, Дании и Швеции в период с I по XII век нашей эры. При этом каждая скандинавская руна определяется как буква рунического алфавита (утхарка). Однако значение скандинавских рун многообразно, каждый символ обозначает не только конкретную букву, но также образ или даже совокупность образов. Именно поэтому зачастую толкование скандинавских рун представляет определенную сложность и некоторые надписи на рунических камнях и археологических артефактах, сделанные скандинавскими рунами, до сих пор не переведены.
Традиционно каждая скандинавская руна относится к тому или иному «атту» (так в старо-норвежском языке назывались «группы рун») или «эттиру» (это тоже самое понятие, но в транскрипции с исландского). Атты Фрейи, Хеймдаля и Тюра олицетворяют этапы эволюции человека и всех вещей во Вселенной, и расположение скандинавских рун в столь четком, продуманном порядке весьма любопытно. Строго говоря, это единственный в мире алфавит, в котором расположение «букв» имеет значение, едва ли не определяющее! Каждая скандинавская руна также занимает свойственную ей позицию в круговой структуре. Более подробно об этом можно прочесть в работах К. Медоуз, который говорит об аттах как о вторичных структурных элементах, указывая на то, что скандинавские руны исконно записывали именно по кругу.
Толкование скандинавских рун может быть основано на их названиях лишь в относительной степени, потому что все ныне известные наименования рун – реконструкции. Иными словами, сегодня мы не знаем, как исконно звучала та или иная скандинавская руна, абсолютно точно нам известны лишь формы, которыми руны записывались.
Скандинавская руна: образ, сохраненный в камне
Германский корень «ru», который встречается в готском и древненемецком (runa), древнеисландском (runar), древнескандинавском и англосаксонском (run) языках, переводится как «тайна». Очевидно, что значение скандинавских рун не может ограничиваться областью алфавитного применения. Древние народы Скандинавского полуострова и Северной Европы вкладывали в них глубокий, сакральный смысл, поэтому скандинавские руны и их значение для раннесредневекового мира трудно переоценить.
Значение скандинавских рун в их символическом аспекте лучше рассматривать на конкретных примерах. Возьмем руну «фегу» («fehu» на старо-норвежском), которую также называют F-руной. Традиционно эта скандинавская руна заключает в себе образ богатства, достатка. А теперь взглянем на ее уставное начертание: это символическое обозначение пасущейся коровы с загнутыми к небу рогами. К. Медоуз видит здесь ауроха, древнего скандинавского зубра, который был истреблен в Позднем Средневековье. Очевидно, что если человек владеет таким животным (вероятно, имеется ввиду целое стадо), то живет он в явном достатке. На этом примере можно попытаться представить себе истинное значение скандинавских рун для населения раннесредневековых Дании, Норвегии и Швеции. Действительно: это больше, чем просто буквы.
Но есть еще более любопытные скандинавские руны. И их значение в этом смысле может оказаться гораздо глубже нашего нынешнего представления о народах викингов. Например, скандинавская руна «яра» («jāra» на старо-норвежском), вероятно, происходит от исландского «ári», что значит «лето» в значении «год» (временной отрезок). Это руна урожая, она указывает на баланс сил в природе и человеке (идея микрокосма), символизирует смену дня и ночи, а также извечно противоборствующие начала. Это руна времени, и ее начертание чрезвычайно точно повторяет ключевую мысль символа. Нетрудно заметить, что «яра» в уставном начертании очень похожа на даосский Инь-Ян.
В сущности, значение скандинавских рун не столько разнопланово, сколько образно, и в этом заключается главная особенность любого рунического алфавита. Об этом написано много хороших книг, в частности, можно привести работы К. Медуоз и С. Некрасовой. Однако нужно понимать, что скандинавские руны и их значение – это не та область, по которой можно написать хороший учебник. Существует масса медитативных практик (о них вы можете прочесть на нашем сайте), которые позволяют понять и осмыслить руны на личном опыте. Эти практики действенны, но подходить к ним нужно с четким пониманием того, зачем вам это нужно.
Толкование скандинавских рун и вопрос о происхождении утхарка
Скандинавские руны и их значение для современной мировой культуры велико, и, к счастью, нам удалось сохранить этот пласт северной традиции в почти неизмененном виде. Сегодня нам известны готские, англосаксонские, мароманнические, мэнские, исландские, далекарлийские, хельсингские, гренландские, а также собственно скандинавские руны. Речь идет не только о локализованных явлениях, руны развивались с течением времени и их начертание менялось. Традиционными считаются так называемые Старшие Руны, которые исследовал, в частности, Гвидо фон Лист и многие другие рунологи XIX-XX веков.
Это очень важный момент: скандинавские руны и их значение – не статичное явление, в разные временные периоды датчане, шведы, норги, германцы использовали разные утхарки. В тоже время все руны Северной Европы имели единый рунический праалфавит, включающий в себя 24 символа (сегодня принято считать, чтобы была еще 25-ая руна, Руна Одина (или Руна Судьбы), но фактического подтверждения этому нет). Однако происхождение рун до сих пор остается спорным вопросом. Есть теория о том, что скандинавские руны (толкование рунических знаков в рамках подобных теорий становится явно второстепенной задачей) происходят от койне (вариация греческого письма), и как самостоятельный алфавит появились примерно в VI веке до нашей эры. Другие исследователи полагают, что руны появились во II веке до н.э., и являются «выходцами» из латыни. Есть также достаточно неоднозначные гипотезы о том, что общегерманские руны произошли от неких (полумифических) северо- или южносемитских алфавитов. Разумеется, ни одна из этих теорий не нашла подтверждения.
Зато Старшая Эдда и многие эддические песни и саги Позднего Средневековья достаточно четко и подробно отвечают на вопрос: откуда, собственно, взялись скандинавские руны. Эддический миф гласит, что всеотец Один пронзил себя собственным копьем (Гунгниром), провисел девять дней и девять ночей на Мировом Древе, и, таким образом, открыл «тайну тайн». Несколько веток упали с дерева и образовали на земле замысловатую рубленую фигуру, в которой Один увидел 24 сакральных образа. Так родились скандинавские руны, великий дар богов людям Мидгарда. Один, конечно, «открыл» руны не просто так, он предварительно испил из Источника Мудрости великана Мимира, отдав в залог свой правый глаз. Достойная жертва, но, как говорит сам Один на страницах Старшей Эдды, взамен он получил богатство несоизмеримо большее.