-
Перебранка Локи
Перебранка Локи, песнь Старшей Эдды
Песнь «Перебранка Локи» из «Старшей Эдды» является одним из наиболее спорных фрагментов древнескандинавского эпоса. Хотя данная песнь присутствует во всех списках «Старшей Эдды», исследователи расходятся во мнениях относительно того, когда и кем она была создана.
Некоторые скандинавоведы (в частности, Нурен Адольф Готтард) предполагают, что «Перебранка Локи» была создана древними скальдами лишь для того, чтобы позабавить аудиторию. Согласно этой версии, в песни нет и не может быть никакого религиозного или морально-этического подтекста. По другой версии, «Перебранка Локи» представляет собой эффектную сатиру на мир асов. Другие ученые, например, Сигурд Нордаль видят в песне прославление Тора и сатиру на богохульника Локи. Также существует мнение (впервые озвученное Андреасом Хойслером), что в «Перебранке Локи» нет религиозного подтекста, она однозначно была написана скальдом, который лишь стремился показать, что асы по своей сути не так уже далеки от людей, им присущи те же пороки и слабости. Таким образом, спорным остается вопрос, была ли данная песнь написана древнескандинавским скальдом или христианским миссионером, стремящимся очернить северных богов.
Перебранка Локи – сюжет песни
Песнь «Перебранка Локи», читать которую интересно и забавно одновременно, раскручивается вокруг пира, который устроил великан Эгир. Он наварил много пива и пригласил величайших асов (включая Локи). На пиру слуги Эгира (Эльдир и Фимафенг) споро обслуживали асов и те постоянно хвалили их. Прыть слуг не понравилась Локи, и он убил одного из них (Фимафенга). Асы прогнали Локи.
Локи побродил по близлежащему лесу в полном одиночестве и решил вернуться. Встретив Эльдира, он поинтересовался, о чем на пиру говорят асы. Эльдир рассказал, что боги похваляются своими победами и подвигами. Здесь начинается ключевой эпизод песни «Перебранка Локи». Хитрый трикстер возвращается на пир и просит Браги (бога поэзии) налить ему меда, на что Браги отвечает: Локи недостоин пить с богами. На это Локи припоминает Одину его клятву (Один поклялся Локи на крови, что никогда не станет пить без него) и тот просит Видара уступить место Локи. Локи садится за стол и восхваляет богов (всех, кроме Браги), а потом внезапно начинает обличать каждого из них. Асов он обвиняет, в первую очередь, в трусости, а их жен – в распутстве. Важно, что в этой части «Перебранки Локи» коварный бог перечисляет эпизоды, которые действительно имеют место в древнескандинавской мифологии. То есть фактически Локи ни в чем не соврал.
Тор, не выдержав оскорблений, поднимается из-за стола и обещает Локи расколоть ему череп. Локи припоминает Тору его неудачи и сбегает. Затем следует череда мифологических эпизодов о том, как асы ловили Локи, но фактически они уже не входят в песнь «Перебранка Локи». Когда асы пришли в дом к богу хитрости, он бросил свою рыболовную сеть в огонь, а сам превратился в лосося и спрятался в водопаде фьорда Франангр. Но Квасир восстановил спаленную сеть и асы поймали трикстера. Боги схватили Локи, превратили его сына Вали (или Нари, сын от Сигюн) в волка и он загрыз Нарви (второй сын Локи от Сигюн). Кишками Нарви боги примотали Локи к скале и сверху поместили ядовитую змею. Яд капал с клыков змеи на лицо Локи, причиняя ему невыносимые страдания. Когда асы ушли, Сигюн села подле Локи и выставила над его лицом чашу, чтобы там скапливался яд. Но когда чаша переполняется, Сигюн спускается со скалы, чтобы вылить ее, в это время Локи мучается, скандинавы полагали, что именно его муки вызывают землетрясения.