Один - бог повешенных

В скандинавской традиции верховного аса, Одина, часто именую богом повешенных и для большинства людей, которые так или иначе знакомы с мифологией Древней Скандинавии, данное определение кажется, по меньшей мере, странным. В действительности, в том, что Одина называли богом повешенных нет ничего необычного и чтобы понять это, достаточно разобраться, куда попадали викинги после смерти в соответствии с их представлениям о мироустройстве.

Один - бог повешенных

Согласно эддическим текстам мы знаем, что викингов, погибших в бою (или выдержавших казнь, поэтично именуемую «Кровавый орел»), забирали валькирии, Девы битвы на крылатых конях. Далее половина погибших отправлялась к Одину в Вальхаллу (с древнеисландского «зал павших»), становясь эйнхериями, личной гвардией верховного аса, которая выступит против хтонических чудовищ, когда наступит Рагнарек. Другая половина павших викингов попадала в Фольквангр (с древнеисландского «людское поле»), где они служили богине Фрейе.

Но как быть со стариками и теми, кто физически не мог больше участвовать в схватках (например, по причине инвалидности)? У скандинавов смерть в постели считалось позорной для воина, поэтому распространенной практикой было самоубийство. Причем самоубийство через повешение. Повешение в этом случае было своеобразной данью жертве Одина, ведь, согласно «Старшей Эдде», он также повесился на древе Иггдрасиль, чтобы открыть мудрость рун. То есть суицид через повешение был в древнескандинавском обществе не просто нормой, это считалось естественной, реальной альтернативой гибели в бою. С одной стороны – честно покинул мир живых, с другой – уважил верховного аса, которого порой так и называли – бог повешенных.

Любопытно, что самоубийцы-повешенные также попадали в эйнхерии к Одину, хотя нет точных данных о других вариантах самоубийства (в некоторых источниках можно встретить эпизоды, описывающие, как сыновья из уважения сбрасывали отца-старика со скалы, чтобы он ни в коем случае не умер в постели). Именно поэтому один из наиболее распространенных кеннингов Одина – бог повешенных.

Также есть альтернативная, косвенная версия происхождения этого оборота. Как известно, Одину служили два ворона – Мунин и Хугин («думающий» и «помнящий» или «мысль» и «память» в переводе с древнеисландского). Вороны – падальщики, и они не брезгуют человечиной, в частности – телами повешенных. Вероятно, древние скандинавы могли полагать, что таким образом Всеотец проявляет свое расположение к усопшим. При этом стоит отметить, что преступивших закон викинги никогда не вешали, их закапывали (хотя ингумация была также распространена среди последователей Ванов, тогда как последователи асов кремировали тела покойных).

Вероятно, оборот «Один – бог повешенных» получил широкое распространение в средние века в связи с приходом на европейский север христианства. Очевидно, что миссионеры пытались всеми способами очернить скандинавских богов в глазах тех, кто следовал их заветам. А так как в христианском мире акт суицида посредством повешения считался греховным (как мы помним – Иуда повесился на сосне), восприятие Одина, как бога повешенных, пришлось очень кстати.

Советуем почитать: