Рогатые шлемы викингов

Шлем с рогами – истоки мифа

На протяжении многих лет в массовой культуре неизменным атрибутом викинга является рогатый шлем. Но сегодня уже ни для кого не секрет, что шлем с рогами у викингов – не более чем эффектный поэтический образ, не имеющий ни малейшего отношения к историческим реалиям. Но откуда вообще возник вопрос, были ли у викингов шлемы с рогами? Кто «впустил» этот образ в сферу масс-медиа и есть ли у него хоть какие-то реальные прототипы? Что ж, на самом деле это вовсе не тайна за семью печатями.

Шлем с рогами - поэтический образ

Впервые викинги, носившие шлемы с рогами, появляются на иллюстрациях к поэме Есайаса Тегнера «Сага о Фритьофе». Иллюстрации были созданы шведским живописцем Августом Мальмстрёмом в 1820 году. Позже именно эти рисунки взял за основу Карл Доплер, когда создавал костюмы для артистов в рамках постановки оперы «Кольцо Нибелунгов» Вагнера. Рогатые шлемы викингов позже неоднократно появляются на полотнах скандинавских художников в XIX веке, и миф обретает масштаб.

Общепринятой является версия, согласно которой рогатый викингский шлем является метафорой, возникшей в Европе с легкой подачи христианских миссионеров в XI-XII веках после того, как пресветлая длань Папы (римского, разумеется) достигла таки берегов Скандинавии. Дело в том, что «просвещенными» христианизированными государствами Раннего Средневековья народы северных и восточных регионов Европы воспринимались как варвары, в буквальном смысле – «люди второго сорта» (цитата из речи патриарха Кирилла), не имеющие собственной культуры. Их называли язычниками (в действительности, этимология этого слова далека от общепринятой) и зачастую в рукописях христианских хронистов им приписывались откровенно демонические черты.

Так, к примеру, один из древнейших скандинавских богов Вёлунд стал воплощением зла и обратился в Волонда, очередную персонификацию Сатаны. В разрезе этого факта можно ли удивляться тому, что по представлениям христиан викинги носили шлемы с рогами? Тут же стоит вспомнить об индоевропейском культе плодородия и связанном с ним «рогатом божестве», которое встречается во многих культурах европейских народов, от кельтов и германцев до эллинов. В частности, рогатый шлем мы видим на котле из Гундеструпа (латенская культура кельтов железного века), существует несколько находок шлемов с «условными рогами» на территории Дании, но все они датируются периодом с XI по V века до нашей эры, то есть эпохой, когда викингов еще не существовало как культурной общности.

Однако настолько ли были неправы христианские, всерьез считая, что викинги носили шлемы с рогами? Археологических находок подобных шлемов на территории Скандинавии «эпохи викингов» (VIII-XI века нашей эры) не обнаружено. Изобразительных источников с рогатыми шлемами викингов тоже нет, исключая Осебергский корабль, останки которого были обнаружены в 1904 году у побережья в Вестфолле. Дело в том, что нос и корма ладьи, а также некоторые элементы внутреннего декора (например, кровать) снабжены вычурной резьбой, изображающей животных, растения, людей и… человека в шлеме с рогами. Трактовка этого образа не имеет единой точки зрения среди современных скандинавоведов. Однако нужно понимать, что речь идет о погребальной ладье, имеющей ритуальное значение. Соответственно контекст рисунков вполне мог иметь религиозный подтекст.

Конечно, на основе одного лишь рисунка с Осебергского корабля некорректно предполагать, что рогатые шлемы у викингов действительно были, пусть даже они использовались сугубо в ритуальных целях. Ведь этому нет археологических подтверждений, и это ключевой момент. Кроме того, многие историки (в частности, византийцы и арабы), встречавшиеся со скандинавами, никогда не упоминали о том, что у викингов рогатые шлемы.

В период с VI по IV века до нашей эры на Севере Европы был популярен шлем вендельского типа, который имел множество вариаций. Некоторые исследователи полагают, что викинги также использовали шпангельхельм, что, однако, не совсем верно, так как, судя по той же археологии, шпангельхейм для скандинавского региона был совсем нехарактерен, да и датируются эти находки более ранним периодом. Впоследствии среди викингов получили распространение шлемы из Вальгарде, шлемы из Готланда, шлемы из Гьёрмундбю (называются они по месту первой находки) и другие варианты защитного оголовья, разумеется – никаких рогов на них нет. Археология этих шлемов достаточно обширна, что дает вполне развернутый ответ на вопрос о том, какими шлемами «северяне» пользовались под конец «эпохи викингов» (XI век), как раз в тот момент, когда христиане уже вовсю «оцивилизовывали» скандинавов.

Находки шлемов викингов Находки шлемов викингов

Таким образом, становится очевидно, что рогатых шлемов у викингов никогда не было, и образ этот, по всей вероятности, действительно возник в результате, скажем так, «антиязыческой пропаганды» средневековых христианских миссионеров. И в этом нет ничего удивительного, ведь викинги неоднократно жгли и грабили христианские монастыри по всей Европе. Собственно, само знакомство викингов с христианами началось именно так – с разграбления скандинавами монастыря святого Катберта на Линдисфарне в 793 году.

Гобелен из Байё

В завершении нельзя не упомянуть о «Гобелене из Байё», на котором изображен поход Вильгельма завоевателя на Англию, состоявшийся в 1066 году. Этот памятник культуры признается всеми без исключения исследователями, как едва ли не самый подробный и значимый изобразительный источник информации о культуре викингов. Рогатых шлемов на гобелене, разумеется, нет и в помине….

Советуем почитать: