-
Банд-руны
Банд-руны: генезис и практика
Банд-руны представляют собой одну из наименее исследованных областей эзотерической традиции европейского Севера (в частности, речь идет о Скандинавии и Исландии, где банд-руны получили наибольшее распространение). «Band-runir» в переводе с древнеисландского означает «связка рун», именно поэтому банд-руны часто называют вязаными рунами, что абсолютно справедливо. Тем не менее, зачастую в популярной литературе происходит путаница между понятиями, в частности, многие исследователи-любители не находят отличий между банд-рунами и рунескриптами, хотя в действительности это принципиально разные явления (хотя и подчиненные потенциально одной и той же цели).
Итак, рунескрипт представляет собой последовательность рун, руническое слово, реже – целую фразу, которая зачастую может вообще не читаться с точки зрения значения конкретных глифов, упор делается на последовательность образов (например, «корабль», «ветер», «дача»). Банд-руна – это всегда один символ, созданный посредством объединения нескольких рунических знаков. Разумеется, вязаные руны и их значения многообразны, ведь как и в случае с рунескриптами или гальдраставами, теоретически возможно создание неограниченного числа банд-рун. И это закономерно, ведь каждая банд-руна (в идеале) – максимально индивидуализирована, эриль (мастер рун) создавал вязаную руну для конкретного человека с конкретной целью. Грубо говоря, это персональный амулет для решения насущной (чаще – сугубо бытовой) задачи. Тем не менее, на основе сохранившихся сборников рунических знаков (в частности, речь идет о манускрипте Гальдраквер), можно предположить, что банд-руны использовались во многих сакральных ритуалах, являясь органичной частью древнескандинавской ритуальной магии.
Вязаные руны и их значения
Сложность прочтения банд-рун имеет два аспекта. В первую очередь, нужно учитывать аллографический момент, то есть в действительности каждая руна могла иметь несколько вариантов начертания, и это далеко не всегда было обусловлено диалектными нюансами. Зачастую речь могла идти о тайнописи, когда одна и та же руна целенаправленно стилизовалась, лишь частично сохраняя свой первоначальный вид (в качестве примера ниже приведены аллографы руны Йера).
Второй аспект прочтения вязаных рун заключается в том, что зачастую в самой элементарной банд-руне, состоящей всего из двух-трех рун, можно увидеть едва ли не дюжину рунических знаков. В такой ситуации возникает трудность извлечения оригинальных рун, если нет возможности связаться с автором конкретной банд-руны. Именно поэтому современные переводы древнескандинавских вязаных рун, дошедших до нас через памятники культуры (рунические камни и гальдрабуки), весьма условны. К примеру, сочетание рун Райдо и Гифу (Гебо) позволяет создать банд-руну, в которой без труда можно «прочитать» сразу несколько рун Кано, руну Сол и даже руну Олгиз. Но возможность разностороннего прочтения не отменяет изначальный смысл вязаной руны, лишь усложняет, а порой делает невозможным извлечение исходных рун.
Также не стоит забывать о целенаправленной стилизации банд-рун, ведь это весьма распространенное явление в средневековых скандинавских и исландских манускриптах. В качестве примера можно привести банд-руну, которая обозначает одно из имен Одина – Гримнир. Слева представлен широко известный вариант начертания этой банд-руны, который впервые был упомянут Г.Гроуфутом в книге «Неизвестный Гальдрабок».
Справа – оригинальное начертание исходной вязаной руны, которое встречается в более древних источниках. Безусловно, оба рисунка похожи, но если бы нам не было известно, что это два варианта одной и той же банд-руны, то мы вполне могли бы предположить, что они обладают различным генезисом и, соответственно, различной семантикой.
Продолжая анализировать банд-руну «Гримнир», справедливо отметить, что зачастую вязаные руны и их значения упираются в сугубо лингвистические сложности. К примеру, Г.Гроуфут пишет о том, что искомая банд-руна помимо одной очевидной руны Райдо в верхней части, может иметь еще две аналогичные руны в нижней части – прямую и зеркальную. Это действительно так, если не учитывать одну важную особенность древнеисландского рунического письма. Дело в том, что в слове «Гримнир» два звука «р», один вначале и один в конце. Но руна Райдо могла быть использована здесь лишь для обозначения первого звука, потому что звук «р» в конце слова всегда обозначается руной Альгиз.
Логично предположить, что сложная стилизация банд-рун выполняла защитную функцию, скрывая истинный смысл написанного от «непосвященных». Разумеется, если речь шла о вязаной руне «на удачу», которую носили на шее или в поясном мешочке, то необходимость в стилизации отпадает. В тоже время авторы средневековых гальдрабоков в условии тотальной христианизации могли попытаться таким образом сохранить и передать доступные им знания, скрыв их от миссионеров и священников.
Принципы создания банд-рун
Оригинальные правила составления вязаных рун нам не известны, то есть мы не знаем, как это делали древнескандинавские эрили и древнеисландские шаманы, ведь до нас не дошло никаких «практически пособий» по банд-рунам. Тем не менее, анализируя сохранившиеся образцы рунической письменности, нетрудно определить ключевые принципы составления банд-рун.
Первое, на что стоит обратить внимание – это четкая постановка задачи. Не стоит стремиться создать «сборную солянку», универсальный оберег «от всего». В гальдрабоках мы находим руны «для вхождения в холмы» (возможно, имеется в виду поиск полезных ископаемых), «руны попутного ветра», «руны силы/мужественности» и так далее. То есть в каждом отдельном случае функция банд-руны максимально конкретизирована.
Второй момент – гармоничность. Большинство рунических ставов обладает ярко выраженной эстетической составляющей, грубо говоря – это красивые, чаще всего – симметричные формы. Это также закономерно, ведь руны – отражение окружающего нас пространства, воплощение стихийных, природных сил, а природа – безупречна в своей красоте и гармоничности.
Третий нюанс заключается в том, что при создании банд-рун совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы в итоге получилось читаемое слово (как в вышеприведенном примере с именем Одина). По всей вероятности, вязаные руны, как и рунескрипты, чаще составлялись на основе семантики, а не фонетики. То есть они совсем не обязательно образовывали конкретные слова и фразы, упор делался на формирование нужного образа (в качестве примера можно привести «угрозы-проклятья» из книги Л.Кораблена «Графическая магия исландцев»).
Собственно, вот и все, что нам известно о банд-рунах. Причем большая часть из вышеприведенной информации – лишь гипотезы. Вероятно, с течением времени исследователи могут открыть новые закономерности, вполне возможно – на основе новых археологических артефактов. Тем не менее, на данный момент работа с вязаными рунами представляет собой в большей степени интуитивную, рефлексивную практику, где исследователю приходиться опираться на свои собственные ощущения, а не на обоснованные теории. Просто потому, что таких теорий нет.