«Серый Гусь»

Купить Славянские обереги!
Содержание статьи

«Серый Гусь» у истоков исландского законодательства

Судебник «Серый Гусь» («Gray Goose Laws» на классическом английском и «Gragas» на исландском) – это первый свод законов средневековой Исландии, принятый всенародным Альтингом и действующий на территории Исландского Содружества до перехода под власть королей Норвегии.

Понятие «Gragas» неоднократно упоминается в средневековых источниках, но – в связи с разными документами, включая норвежские законодательные своды. Однако сам судебник «Серый Гусь» имеет сугубо исландское происхождение, по сути – является детищем своего времени, ведь до заключения «Старого договора» в 1262-1264 годы с норвежским королем Хаконом IV Старым на территории Исландии не было централизованной власти, а все вопросы законодательного характера решались на Тингах и Альтингах (П. Бульхоса «Законы Олафа и Хельги»).

судебник, законы викингов судебник серый гусь 

Генезис «Грагаса» – из Норвегии в Исландию

Ари Мудрый, автор «Книги об исландцах», писал, что судебник «Серый Гусь» был создан в 920-е годы на основании законов, действовавших на тот момент в Норвегии. Исландец Ульвольт, о котором ничего неизвестно, кроме имени, побывав в Норвегии, привез на родину сборник законов и предложил адаптировать их с учетом специфики исландского государственного строя (Д. Бьёк «Средневековая Исландия: общество, саги и власть»).

Предположительно исходником и прообразом исландского судебника «Gragas» является норвежский Гулатинг («Gulaþing» на старонорвежском). Однако Гулатинг – это не документ, а по сути – парламентская ассамблея, которая собиралась из местной норвежской знати в Гюлене (чуть севернее Бергена) в период приблизительно с 900 по 1300 годы. То есть речь идет об устном своде законов, который формировался на основании регулярного рассмотрения проблемных вопросов различного характера (известно, что на Гулатинге рассматривали проблемы налогов, дорог, торговли, военной службы, политики).

Главной особенностью «Серого Гуся» и его основным отличием от Гулатинга стало отсутствие опоры на королевскую централизованную власть (которой, как уже упоминалось, в Исландии на тот момент не было).

Первый «Серый Гусь» и первый Альтинг

В соответствие с дошедшим до нас фрагментированным текстом судебника, изначально перенятые у норвежцев законы обсуждались, корректировались и адаптировались на протяжении нескольких лет. В итоге, был принят первый вариант «Серого Гуся», который до нас, разумеется, не дошел, так как не был записан. Тогда же (930-е годы) был основан сам Альтинг в его оригинальном виде – как высшее законодательное собрание Исландии, которому надлежало проходить один раз в год под руководством Законоговорителя (Д. Бьёк «Грагас – судебник эпохи викингов»).

Судебник «Серый Гусь» зачитывался по трети своего объема в течение тех Альтингов, то есть – в течение трех лет. Каждый раз он корректировался и дополнялся на основании новых законодательных и судебных прецедентов. Альтинг с тех пор регулярно собирался каждое лето в Тингвеллире («Þingvellir» на исландском, дословно – «поле тинга», на данный момент – Национальный парк в 40 км от Рейкъявика).

Попытки записи, источники, отмена судебника

Судебник «Серый Гусь» действовал в Исландии с момента первого всеобщего прочтения привезенных Ульвольтом норвежских законов (приблизительно 920-е годы) до 1264 года, когда страна окончательно перешла под власть Норвегии. Предположительно, в некоторых регионах «Gragas» был актуален вплоть до 1271 года (К. Гьерсет «История Исландии»).

Важно отметить, что «Gragas» никогда не существовал, как нечто целое и постоянное. Свод законов, изначально имевший лишь устную форму, изменялся в каждый момент времени. Первая попытка записи была предпринята в 1117 году, ее поручили известному исландскому годи и хольдару Хафлири Массону («Hafliði Másson»), этот вариант не дошел до нас. Во второй раз судебник «Серый Гусь» попытался записать архиепископ Нидарос Адальберт (период с 1161 по 1188 годы), но этот вариант также не сохранился.

Собственно, полного текста «Грагаса» у нас нет, но есть два крупных фрагмента – в списке Staðarhólsbók (манускрипт AM 334 fol) и Codex Regius (манускрипт GKS 1157 fol). Первый хранится в музее Рейкъявика, второй – в музее Копенгагена. При этом вариант из «Королевского кодекса» гораздо объемнее и предположительно наиболее близок к тому судебнику «Серый Гусь», который действовал в Исландии перед самым приходом норвежской власти.

В период с 1271 по 1273 годы судебник «Серый Гусь» по всей территории Исландии был заменен на Ярнсиру («Járnsíða») или «Законы Отважных» («Ironside Laws»), которые король Норвегии Магнус VI Законодатель разработал специально для исландцев.

Этимологические версии

Впервые название судебника «Серый Гусь» появляется в исландских документах XVI века, но когда и как оно возникло – доподлинно не известно. Согласно одноq из версий, первые варианты записи «Грагаса» выполнялись пером серого гуся. По другой версии – «Gragas» был записан на серой гусиной коже. Третья версия гласит, что «Серый Гусь» – это метафора, указывающая на возраст законов (в средневековье скандинавы считали, что гусь живет дольше любой другой птицы).

Наследие первого исландского свода законов

Важно отметить, что дошедшие до нас списки судебника «Серый Гусь», по всей видимости, отражают «постхристианские» устои исландцев, то есть речь идет о законах, принятых далеко после 1000 года. Оригинальный «Gragas», принятый первым Альтингом и действовавший в Исландии в X веке, безвозвратно утерян.

Судебник «Серый Гусь» из Codex Regius включает шесть блоков: «О христианских законах», «О порядке Собрания» (имеется ввиду Тинг и Альтинг), «О наказании за убийство», «О ценности человека и имущества», «О Законоговорителе», «О юридических вопросах».

В «Грагасе» затронут ряд интересных моментов, проливающих свет на реалии эпохи. Например, в нем есть запрет на «оберсеркивание» («berserksgangr»), вероятно – подразумевается вхождение в боевой транс, состояние берсерка. За «оберсеркивание» назначено наказание в виде трех лет изгнания. Причем этот фрагмент находится в блоке «О христианских законах», то есть он не только подтверждает существование берсерков, но и вполне очевидно указывает на отношение церкви к этому вопросу.

К сожалению, на данный момент не существует полного русскоязычного перевода судебника «Серый Гусь» по Codex Regius.

 

Советуем почитать: