Блот

Купить Славянские обереги!

Блот – ритуал северной традиции

В скандинавской традиции блот – особый ритуал, который иногда ошибочно называют жертвоприношением. Блот представлял собой обряд с употреблением в пищу жареного мяса и меда (медового напитка), славлением богов и вспоминанием предков. Традиционно блот проводился дважды в год – на зимнее солнцестояние и на праздник сбора урожая (конец октября). Однако блот мог быть не только всеобщим, но и частным – семейным или родовым праздником. Общественный блот проводил годи (жрец), частный – глава семьи или рода.

Древнескандинавское слово «blót» и его вероятный прагерманский вариант «ƀlōtan» предположительно восходит к глаголу «blóta» («ƀlōtanan» на прагерманском), который можно перевести как «предлагать», но в некоторых контекстах его вероятным переводом также могут быть глаголы «поклоняться» или «приносить жертву». Слово «blóta» представлено в прагерманском языке обширным перечнем словоформ с различными именительными аффиксами, включая форму «ƀlōstran», которую действительно можно перевести как «жертвоприношение».

Блот- ритуал в скандинавской традиции

Скандинавская первооснова формы «blóta» не известна, однако предположительно ее прагерманская альтернатива «ƀlōtanan» может восходить к слову «ƀlōanan», что значит «расцветать», причем лингвисты полагают, что эта же словоформа образовала такие слова как «ƀlōđan» («кровь») и «ƀlōmōn» («цветение»). Но это лишь гипотеза, и таких предположений немало. К примеру,  С. Бугге полагает, что древнескандинавская форма «blót» и прагерманское слово «ƀlōtan» являются производными индоевропейской формы «bhlād», что в зависимости от контекста можно перевести как «шептать» или «пузыриться».

По мнению К. Роберта слово «bless» («благословлять»), используемое в современном английском языке, может являться результатом трансформации древнескандинавского «blót», которое изначально могло означать примерно следующее – «делать священным через жертвоприношение» или «помечать кровью». При этом под кровью в данном случае могло подразумеваться вино, которое также широко применялось в качестве священного напитка во время проведения блота.

Северогерманский хронист Адам Бременский в своей работе «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum» упоминает, что ритуал блот проводился не только на зимнее равноденствие и сбор урожая, но также в честь великих побед конунга. В частности, он пишет, что такие блоты регулярно проводились в знаменитом храмовом комплексе Старой Уппсалы. Также Адам Бременский пишет о том, что нередко целью блотов становилось гадание – о грядущем урожае и судьбах народа.

«Хроника Титмара Мерзебургского», написанная известным немецким хронистом (собственно Титмаром Мерзебургским) в начале XI века, упоминает о том, что блоты проводились в Лайре (Дания), однако подробного описания ритуала в этой работе нет.

С принятием христианства практика блота повсеместно искоренялась. А когда христианские миссионеры поняли, что вытравить блот из северной традиции обычными методами не получится, они поступили хитрее – начали строить церкви в местах проведения ритуалов. Однако некоторые места проведения блота сохранились нетронутыми до сих пор. К примеру, в лесном массиве национального парка Тиведен (Швеция) ритуал блот совершался вплоть до XIX века. Известно, что некоторые неоязывческие общества, возрождающие асатру, до сих пор проводят блот в этом месте.

Блот

Романтический национализм начала XX столетья возродил интерес к блоту. Ярчайшим примером этой тенденции является эпохальное полотно К. Ларрсона «Жертвоприношение в середине зимы», причем в оригинале на шведском языке картина называется «Midvinterblot». Тем не менее, полотно считается довольно спорным в плане соответствия историческим реалиями и самому понятию блота. К. Ларрсон изображает мифологический эпизод с принесением в жертву Домальди, короля Швеции, который сам вызвался для участия в ритуале, чтобы прекратить трехлетний голод, вызванный неурожаями. Великая жертва мифического Домальди, принесенная ради его народа, достойна восхищения, однако у нас нет никаких, даже косвенных свидетельств о том, что во время блота приносились жертвоприношения (животные или людские).

То есть объективно нам известно, что блот мог быть традиционным празднеством (блот зимнего солнцестояния и блот сбора урожая), либо носил важное социальное или даже эзотерическое значение (блот в честь победы в битве или с целью гадания). Также, согласно упоминаниям Адама Бременского, известно, что во время блота вкушали мясо и мед, славили богов и вспоминали предков. Больше никаких точных сведений о блоте не сохранилось, включая его ритуальную часть и этимологию слова. Поэтому все современные ритуалы неоязыческих обществ едва ли можно причислить хотя бы к категории реконструкций.

 

Советуем почитать: