Нотт

Купить Славянские обереги!
Содержание статьи

Нотт – богиня ночи

В древнескандинавской мифологии Нотт – персонификация ночи (иногда рассматривается как богиня темного времени суток). Неоднократно упоминается в Старшей и Младшей Эдде как дочь Нарви (имя записано в нескольких вариантах, «Narfi», «Nörfi», «Nǫrfi», «Nörr» и «Nǫrr», перевод неизвестен, возможно речь идет о сыне Локи от Сигюн). Древнескандинавская форма «nótt» присутствует во всех скандинавских языках (также в исландском) как собственное имя существительное, в переводе означает «ночь».

Богиня Нотт часто упоминается в связи с лошадью Хримфакси («Hrímfaxi» в переводе означает «морозная грива»). Лошади Скинфакси и Хримфакси тащат по небу колесницу Дагра, сына Нотт, который является персонификацией дня («Dagr» в переводе с древнескандинавского «день»). Вероятно, Скинфакси и Хримфакси – аналоги Арвака и Альсвида (локальные, либо смещенные во времени – соответствующие более ранним или более поздним мифам).

Отцом Дагра и третьим мужем богини Нотт является Деллинг («Dellingr» переводится как «сияющий» или «рассвет», предположительно являлся персонификацией/воплощением рассвета). Однако в некоторых списках Старшей Эдды женой Деллинга и матерью Дагра является Йорд (мать Тора, воплощение земли). В связи с этим некоторые исследователи предполагают, что образы Йорд и Нотт могли иметь тесную взаимосвязь, хотя ее природа на данный момент неясна.

Нотт – богиня ночи

Упоминания о Нотт в эддических текстах

В Старшей Эдде в части «Речи Вафтруднира» Один спрашивает йотуна, откуда взялись день, ночь и морские приливы. Вафтруднир отвечает, что день (Дагр) породил Деллинг, а ночь (Нотт) породил Нарви. Также в «Речах Вафтруднира» упоминается конь Хримфакси.

В «Речах Альвиса» Тор спрашивает альва, как в разных мирах называют ночь (в оригинальном тексте использовано слово «nótt»), «которую Нарви породил». О богине Нотт говорится в «Речах Сигрдивы», в эпизоде, где валькирия дает Сигурду колдовской напиток и читает заклинание. В тексте заклинания присутствуют «сыновья Дагра» и «дочь Нотт».

Подробнее о богине Нотт мы узнаем из Младшей Эдды Снорри Стурлусона. В «Видении Гюльви» Один говорит, что Нотт – дочь йотуна из Йотунхейма по имени Нарви (именно здесь в разных списках используются разные варианты написания этого имени, что, однако, может быть лишь ошибкой переписчика). О Нотт сказано, что она «черная и смуглая» и у нее было три мужа.

От первого мужа Нагльфари у нее есть сын Аудр («Auðr» с древнескандинавского «благоденствие»). От второго мужа Аннара («Annar/Ónar» переводится как «второй» или «другой») у Нотт есть дочь Йорд (имя «Jörð» пишется здесь точно так же, как имя матери Тора, вполне вероятно, что это она и есть, тогда Нотт приходится бабушкой Тору). Сын от третьего брака Нотт (с Деллингом) – Дагр.

Нотт в эддических текстах

В «Видении Гюльви» Один говорит, что поселил Нотт и Дагра на небе, дав им по колеснице. Они постоянно объезжают небосвод, при этом первой едет Нотт (ночь), а за ней Дагр (день). В этом же эпизоде Один объясняет, откуда берется роса – это пена, слетающая с губ Хримфакси, лошади Дагра.

Подробно вопрос о взаимоотношениях между Нотт, Йорд, Деллингом и Дагром рассматривал Х. Торгейрсон. Исследователь обращает внимание, что из четырех списков Старшей Эдды только один (наиболее древний) называет Йорд женой Деллинга и матерью Дагра. Остальные три списка (более поздние) говорят, что мать Дагрда – Нотт. Сам Торгейрсон склоняется к версии, что жена Деллинга все же Нотт, а упоминание в этом контексте Йорд, скорее всего, является ошибкой переписчика, который неудачно сократил текст.

В части «Язык поэзии» Младшей Эдды присутствует кеннинг Йорд – дочь Нотт. Там же Нотт упоминается как кеннинг темного времени суток. «Язык поэзии» дублирует сюжет саги «Речи Альвиса» из Старшей Эдды, а в главе 58 говорится, что «Нотт ведут Хримфакси и Фьорсватнир», при этом непонятно, что значит второе имя (Фьорнсватнир), притом что Хримфакси – конь Дагра.

 

Советуем почитать: