Кровавый орел

Кровавый орел – казнь или жертвоприношение?

В Скандинавии эпохи викингов (VIII-XI век) Кровавым орлом называлось ритуальное действо, в процессе которого человек умерщвлялся особо жестоким образом. Не существует исторически зафиксированных подробных описаний этого ритуала, поэтому все нынешние представления о казни Кровавый орел являются реконструкциями. Тем более не ясно назначение ритуала, многие исследователи (например, Р. Франк) полагают, что Кровавый орел был вовсе не казнью, а своеобразным жертвоприношением Одину. И хотя данная версия выглядит сомнительно, она имеет косвенные подтверждения, к которым мы еще вернемся.

Наиболее древнее упоминание о Кровавом орле встречается в списке «Старшей Эдды» Codex Regius, где в песни «Речи Регина» сказано: «Острым клинком Кровавый орел вырезан на спине у Хундинга сына! Сильней остальных траву обагривший сын конунга радует ворона!» Очевидно, что данный фрагмент прямо указывает на факт существования одноименного ритуала, который, по всей видимости, повлек гибель Хундинга, но нет никаких точных описаний.

Кровавый орел - казнь

Аналогичное упоминание встречается в тексте «Большой Саги об Олаве Трюггвасоне», которая в 1937 году была воссоздана Б. Адальбьярнарсоном на основе несохранившейся «Саги об Олаве Трюггвасоне» (условно относимой к 1190 году). Написанная в 1200-1220 годах «Сага об оркнейцах» (альтернативный вариант названия «Сага об оркнейских ярлах») также упоминает ритуал Кровавый орел, но не дает даже фрагментарного описания.

Чуть более подробно об этом ритуале сказано в ряде скальдических текстов об Иваре Бескостном, которые позже легли в основу фундаментального труда «Деяния данов» Саксона Грамматика (конкретнее – 9-й том). В искомом эпизоде речь идет о том, как знаменитый сын Рагнара Лодброка собрал «великую языческую армию» и пошел войной на Англию, разгромив нортумбрийское войско и захватив короля Эллу II, который ранее жестоко казнил Рагнара. Казнь Кровавый орел, которой был подвергнут Элла, в оригинальных скальдических текстах не имеет четкого описания, но на основе суммарных данных была реконструирована следующая последовательность ритуальных действий.

Описание ритуала, Стура-Хаммарский камень

Человека ставили на колени, а его руки привязывали веревками к двум столбам (по другой версии – человек ложился животом на пень, руки были связаны между собой и привязаны к пню). Кожу на спине аккуратно срезали вдоль позвоночника, а затем топором ломали ребра, выгибая их наружу. Далее из человека извлекали легкие и по одной из версий раскладывали их на выломанных ребрах. По другой версии легкие растягивали в стороны на веревках, подобно орлиным крыльям. Казнь вполне очевидно была довольно жестокой, но общепринятое описание вызывает сомнения у многих исследователей, так как большинство упоминаний о данном ритуале относится к периоду, когда Северная Европа была уже частично (а местами – полностью) христианизирована. Поэтому в трудах ученых-христиан, которые считали скандинавов варварами-язычниками, описание жестокостей северных народов выглядит закономерно и вполне могло быть существенно утрировано.

К примеру, упоминание о том, что во время казни Кровавый орел на спину казнимому сыплют соль, встречается только у Саксона Грамматика (эпизод с казнью Эллы II), ни в одном другом тексте таких подробностей нет. В пользу того факта, что казнь Кровавый орел могла иметь функцию жертвоприношения говорит знаменитое изображение на Стура-Хаммарском картинном камне, который расположен на острове Готланд. На камне присутствует ряд изображений, в том числе – предположительно казнь Кровавый орел, а именно – алтарь (условно) с лежащим на нем человеком, которому топором на длинном древке вскрывают спину. Над алтарем изображен Валькнут – символ Одина. Помимо этого фрагмента на камне присутствует немало других изображений, суммарно их связывают либо с «вечной битвой», либо с легендой о валькирии Хильд. Точная семантика изображений на камне не известна.

Описание ритуала Кровавый орел, Стура-Хаммарский камень

Из хроник и саг известно, что казни Кровавый орел был подвергнут не только Элла II, но и Хальвдан Харальдсон (по обвинению в предательстве), а также король Восточной Англии Эдмунд Мученик (по одной из версий его казнили Кровавым орлом, по другой – расстреляли из луков во время все той же мести скандинавов за смерть Лодброка) и некоторых другие исторические личности.

Связь с Одином и влияние христианства

Кровавый орелТаким образом, о казни Кровавый орел можно утверждать следующее. Такой ритуал действительно существовал, причем это старинная практика (ведь о ней упоминает один из наиболее древних фрагментов «Старшей Эдды»). Учитывая, что Элла II, Эдмунд Мученик и некоторые другие деятели действительно были казнены скандинавами (именно казнены, об этом упоминает ряд хроник), то закономерно назвать Кровавого орла казнью. И, наконец, третий вывод связан с изображением Валькнута на Стура-Хаммарском камне, а также с тем, что в названии казни фигурирует слово «ворон», которое у скандинавов прочно ассоциировалось с Одином. То есть Кровавый орел вполне мог быть не только казнью, но и жертвоприношением верховному богу скандинавов (сюда же можно «увязать» строки из Эдды).

И если два первых вывода кажутся закономерными, то третий сомнителен ввиду того факта, что хронисты дохристианской эпохи, а также скандинавские скальды не упоминаниют о человеческих жертвоприношениях в культуре викингов и северных германцев. Это вновь наводит на мысли о том, что многие сведения, в том числе – реальные описания казни Кровавый орел, были сознательно искажены христианскими исследователями.

 

Советуем почитать: