-
Происхождение рунической письменности
- Общие сведения о рунах – определение и распространение
- Что такое Футарк, происхождение рун, первые рунические надписи
- Руны в Средневековье, дальнейшая судьба рунического письма
- Руны и эддическая мифология
- «Руническая магия»
- Руны в Новом времени
Общие сведения о рунах – определение и распространение
Руны – это буквы рунических алфавитов, использовавшихся для письма в германских языках до прихода в Центральную и Северную Европу латыни. В дальнейшем, после христианизации региона, руны продолжали применять для специализированных целей. Руны широко использовали скандинавские народы – шведы, норвежцы, датчане, а также англосаксы, населявшие с 5 века британские острова, что закономерно, так как по происхождению они также германцы. Руны и памятники культуры с руническими надписями (как то – рунические камни) изучает специальный раздел германской филологии – рунология.
Само слово «руна» впервые появляется в Позднем Средневековье и используется для дифференциации древнескандинавского письма от латинских символов, которые называли словом «буква». Происходит слово «руна», по всей видимости, от германского корня run- из готика (язык готов). Перевод готского слова – «секрет» или «шепот». Но в древнеирландском аналогичное слово rún означает «тайна» или «намерение». Такое же значение это слово имеет в валлийском и староанглийском. В литовском однокоренное слово «runoti» значит «вырезанное ножом», а протогерманское rūnō переводится как «письмо» или, опять же, «тайна».
Наиболее древние изображения рун датируются серединой 2 века нашей эры. Они заменяются латынью с начала 8 века в Центральной Европе, а в Северной Европе – с начала 12 столетия. Однако в рунических календарях по всей Скандинавии руны использовались вплоть до 20 века. Также до второй половины 20 века руны использовались в качестве письма в сельских районах Швеции.
Существует несколько десятков рунических алфавитов, и почти все они имеют локальную привязку, то есть технически являются диалектами. Потому что в целом между всеми известными руническими алфавитами можно проследить очевидные аналогии – близкое или идентичное начертание символов и соответственно близкое или идентичное их значение. Есть, например, общегерманские, датские, стокгольмские, мэнские и другие рунические алфавиты.
При этом чтобы понимать рунические надписи, выполненные в любую эпоху в любом регионе, достаточно знать три рунических алфавита, которые в свое время были самыми распространенными, а сейчас закономерно являются наиболее изученными. Это Старший Футарк (Общегерманские руны или Древнегерманские), Младший Футарк (Датские руны) и Англосаксонский Футарк. Что интересно, каждый из этих рунических алфавитов доминировал в конкретную эпоху. То есть на Старшем Футарке выполнены самые древние рунические надписи 2 века и они регулярно встречаются в археологии вплоть до 9 века. Англосаксонские руны появились позже, лишь в 5 века, но и просуществовали дольше – до 12 столетия. Самый молодой Футарк – Младший, он сменил в 9 веке Старший и использовался в практически неизменном виде до 19 века на территории Дании, Норвегии, Швеции и Фризии.
Что такое Футарк, происхождение рун, первые рунические надписи
Само название рунического алфавита – Футарк – происходит от последовательного прочтения первых шести рун Старшего или Младшего ряда, оба начинаются одинаково. Это руны Фегу, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо и Кано. Сразу отмечу, что названия рун – это современные реконструкции, как древни германцы и скандинавы называли свои руны, мы не знаем. Соответственно, транслитерация в разных источниках может отличаться. Например, у Кеннет Медоуз руна Кано названа Кен, а руна Уруз – Ур.
Относительно происхождения рун в научной среде нет даже приблизительно единого мнения. Более-менее доминирующие теории утверждают, что руны германскими племенами были восприняты из древнеримской группы языков, в частности – венетской (к племени венетов не имеет отношения, это исторический регион в Италии), этрусской, древне-итальянской, либо из так называемой Старой Латыни. Собственно, единственное, что роднит все эти языки с руническими Футарками – это характерное угловатое написание знаков, в большинстве своем состоящих из косых и вертикальных черт, без горизонтальных, они не появляются и позже, в Средневековье (например, Codex Runicus, 1300 год).
То есть теория состоятельна с точки зрения эпиграфики, но как именно были переданы эти письмена северным народом и почему были изменены – мы не знаем. Есть две гипотезы. «Западно-германская гипотеза» говорит о передаче через племена, жившие вдоль Эльбы. Согласно другой, «Готской гипотезе», письмо у народов Древней Италии первыми восприняли готы, то есть восточные германские племена.
Вышеупомянутые древнеримские языки, то есть языки, на которых изначально говорило население Италии первой половины Римского железного века (с 1 века до нашей эры по 5 век нашей эры), исчезают в 1-2 веках и сменяются латынью. В это же время в Центральной и Северной Европе появляются первые рунические надписи. При этом Старший Футарк формируется почти 2 века и полностью упорядочивается только в 4 веке. Кильверстоун (Швеция) – первый рунический камень, где Старший Футарк имеет полный набор символов, использовавшихся позже уже в неизменном виде.
Надписи на археологических находках холма Квиринал (Рим), выполненные на ранней латыни и датируемые 7-5 веком до нашей эры, действительно похожи на первые надписи на Старшем Футарке. В англоязычной литературе надписи называются Duenos inscription и выполнены на глиняных сосудах. Взгляните – руны Старшего Футарка и эти символы почти идентичны.
То есть теоретически руническое письмо действительно могло быть воспринято германскими народами у населения Античной Италии, например – через наемников, потому что варвары часто служили в римской армии (и по собственному желанию тоже, хотя чаще как рекруты). Проблема в том, что самые ранние рунические надписи 2-3 века (находки из Вимозе, Ютландия) отличаются окончаниям слов, характерных не для римских языков, а для прото-норвежского языка. Этот лингвистический феномен не имеет объяснения, и именно из-за него теория прихода рун условно с юга на север Европы не выдерживает критики.
Корпус наиболее древних рунических надписей за период 2-5 век почти полностью выполнен на Старшем Футарке, но с некоторыми локальными различаем, в частности – в банд-рунах (исландское слово, означает «составные руны»). Стандартизированная запись, как я уже говорил, появляется только в 4 веке. Примечательно, что некоторые руны (например, Перт и Эйваз) вообще не меняются в написании, тогда как другие (Йера, Соул) меняются постоянно – локально и в зависимости от эпохи.
В Шлезвиге (Северная Германия), Йиланде (Дания) и Сконе (Швеция) найденные самые древние надписи 2 века – они нанесены на наконечники копий и стрел. В могильниках Мельдорфа обнаружены надписи на брошах и гребнях, причем самый старый по датировке артефакт – фибула, датированная 160 годом.
Много находок обнаружено на территориях, заселенных готами (например, Кольцо Пьетроасса), и все они датируются 2-3 веками. В связи с многочисленностью находок в этом регионе были даже попытки вывести отдельный алфавит – готские руны, но ввиду отрывочности надписей невозможно собрать из них единую систему письма (что могло бы подтвердить «Готскую теорию» происхождения рун).
Руны в Средневековье, дальнейшая судьба рунического письма
С течением времени единый протогерманский язык обрастал диалектами и формировались новые языковые группы, соответственно и письменный эквивалент языка – руны – начали в разных регионах записываться по-разному. Например, в англосаксонском Футарке появилось несколько рун, обозначавших дефтонги (скользящие гласные), которые в этом диалекте преобладали. Местами добавлялись новые руны, старые переставали использоваться, часто изменялось начертание рун, но никогда – их значение.
Тем не менее, тот факт, что в Старшем Футарке 24 руны, а в Младшем – всего 16, невозможно объяснить языковыми метаморфозами длиной в 600 лет (Лара Макдермотт). Феномен в том, что фонем в языке стало больше, а знаков на письме – меньше, причем существенно – на треть.
При этом изначально считалось, что руны использовались только в торжествах и ритуалах, так как подавляющая часть находок начиная с 3-4 века и вплоть до 12 столетья и позже представляет собой так называемые Рунные камни – булыжники, на которых металлическим зубилом (вероятно) выгравированы изображения и руны, зачастую также покрашенные натуральными красителями, например – охрой. Всего по Скандинавии обнаружено более 3000 Рунических камней, на которые нанесено около 6000 независимых надписей.
При этом известно, что рунические камни дописывались, например – часть надписей на камне из Мёйбро сделана в 3 веке, а другая часть датируется 5-6 веками. Также есть версия, что существовала особая каста резчиков рун, которые, вероятно, назывались эрили. Отсылки к эрилям есть в том числе в эддических текстах, но это тема отдельного разговора.
Все изменилось в 1950-е годы, когда под Бергеном (Норвегия) нашли 670 деревянных и костяных объектов с руническими надписями. Общая датировка клада – 12-14 века. Важно то, что на палочках, деревяшках и костяных толи украшениях, толи амулетах присутствуют надписи на рунах с бытовым значением – это именные бирки, личная переписка, деловые письма и даже вульгарные предложения. Эти находки позволяют говорить о том, что, как минимум в Средневековье руны использовались не только для ритуальных действий, но также в быту. В дальнейшем, позже 14 века, руны массово использовались уже только для рунических календарей.
Руны и эддическая мифология
В эддических текстах (Старшая и Младшая Эдды) присутствует миф, который раскрывает божественное происхождение рун. На это также указывает ряд надписей, например – надпись на Рунном камне из Нолеби (7 век) гласит «Я делаю/готовлю нужную божественную руну». Другая надпись на Рунном камне из Спарльёса (9 век) утверждает «Я толкователь рун божественного происхождения».
В Старшей Эдде, в части «Речи Высокого» о рунах сказано следующее (строфа 80): «Вот что отвечу, когда вопрошаешь о рунах божественных, что создали сильные, а вырезал Вещий: благо в молчанье». Очевидно, что Вещий – это Один, и данный тезис подтверждается ниже, в строфах 138-139: «Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял – и с древа рухнул».
Эзотерический подтекст этого эпизода мы рассматривать не будем (у нас другая тема), но нужно сказать, что многие исследователи (например, Карл Зигфрид) сходятся во мнении, что речь здесь идет о шаманской инициации, в процессе которой человек, вероятно, переживал физические лишения в попытке постичь некую трансцендентную мудрость (аналогия с аскезой в индуизме). Вообще, в этом ключе можно рассмотреть многие эпизоды из Старшей Эдды.
Любопытно, что более поздняя «Песнь о Риге», не всегда включаемая в корпус эддических текстов, повествует о том, что руны людям дал не Один, а Хеймдаль. По этому мифу, «светлейший из асов» создал (родил) трех людей – Трелла (раба), Карла (свободного человека) и Ярла (благородного воина), начертав каждому свою судьбу. Когда Ярл вырос и овладел воинским искусством, Хеймдаль под именем Рига пришел к нему, назвал сыном и обучил тайне рун.
Есть еще один малоизвестный миф, рассказывающий о том, как люди получили руны. Он был записан шведским архиепископом и картографом Олаусом Магнусом в 1555 году. Согласно этому мифу, Один не собирался давать руны людям, этот секрет был украден у него неким Кеттилем Рунске. Рунске выкрал у Одина три посоха с руническими надписями и расшифровал их, обучившись тайному языку (очевидная аналогия с мифом о Прометее, которая, вероятно, легла в основу этого мифа).
«Руническая магия»
Древнеримский историк Тацит (автор монументального труда «Германия») пишет о рунах следующее: «Они придают самое высокое значение предзнаменованиям и бросанию жребия. Их обычный процесс этого действа простой. Они срезают ветку орехоплодного дерева и нарезают ее на полоски, на которые они наносят различные знаки, а затем бросают их беспорядочно на белую ткань. Далее жрец (если это официальный сход) или глава семьи (если это происходит в частном порядке) возносит молитву богам и смотря в небо, вытягивает по одной три полоски и в соответствии с нанесенным на них до этого знаком дает свое толкование. Если жребий запрещает какое-либо начинание (дело, соглашение), то в этот день нет никаких дискуссий в отношении рассматриваемого вопроса. Если же жребий разрешает это, то дальнейшее подтверждение осуществляется посредством предзнаменований».
В эддических текстах также есть немало упоминаний о мистических свойствах рун, отмечу самое, на мой взгляд, поразительное – способность рун оживлять мертвецов. Об этом сказано в «Речах Высокого», строфа 157: «Двенадцатым я, увидев на дереве в петле повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и беседовать будет». Тут, кстати, мы видим прямое практические указание – руны нужно не просто вырезать, но и красить. Возможно, именно поэтому на многих рунических камнях символы действительно окрашены.
С лингвистической точки зрения версия о том, что изначально руны использовались для записи заклинаний, вполне состоятельна, потому что на всех ранних артефактах представлены рунические надписи всего трех типов – имя ремесленника, создавшего вещь, имя владельца вещи, либо непереводимые сочетания. Третьи как раз вполне могли иметь эзотерическое значение. Тем более, что само слово «руна» переводится как «тайна», что также может указывать на изначальное использование рун в качестве тайнописи. При этом нет никаких археологических или исторических свидетельств (кроме приведенного отрывка из «Германии» Тацита) о том, что руны использовались для гадания.
Тем не менее, надпись на Руническом камене из Бьёркеторпа (6 век) гласит: «Я, мастер рун, скрываю здесь руны силы. Непрерывно изводим злодеянием и обречен на коварную смерть будет тот, кто сломает это. Я пророчествую разрушение ему». Любопытно, что на Рунном камне из Стентофтена присутствует точно такая же надпись, что явно указывает на наличие в этот период формализованных заклинательных формул, записываемых рунами.
Похожие надписи не единичны, например – на артефакте 8 века, который называется Франкский Ларец, также присутствует заклинательная надпись рунами. В период Великого переселения народов (с 4 до 6 век) на рунических камнях, фибулах и других археологических находках часто встречаются короткие сочетания рун, например – auja , laþu , laukaʀ и чаще всего alu. На некоторых артефактах формулы рифмованные, например – salusalu и luwatuwa. Среди эзотериков относительно всех этих надписей бытует масса теорий и даже якобы переводов. В действительности, лингвисты-скандинавоведы не знают, что означают эти сочетания рун, и у нас нет никаких исторических сведений, которые объяснили бы их повсеместное использование. Мы лишь можем предположить, что это были, возможно, обережные заклинательные формулы.
Кроме Тацита руны во множестве упоминаются в эддических текстах, но ни в одном фрагменте нет никаких практических советов по работе с ними. Тут же отмечу, в скандинавской эзотерике существует устойчивый образ вёльвы – пророчицы. И в «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусона есть эпизод, описывающий блот (ритуал, проводимый как раз вёльвой), на котором происходило гадание. Но, опять же, оно упомянуто, но не описано, и вполне вероятно, что речь там может идти не о рунах.
Еще один письменный источник – «Vita Ansgari», это биография архиепископа Гамбург-Бременского Ансгара, записанная Святым Римбером. В этом труде есть три эпизода с гаданием, но снова нигде нет более-менее четкого описания. Даже неясно, о рунах ли идет речь, потому что использовано понятие «жребий», а не «гадание». И при описании того, чем гадали, применен термин blótspánn, который, кстати, также присутствует у Стурлусона, и имеет специфический перевод – «жертвенная фишка». Под этим, как полагают некоторые современные исследователи, подразумеваются отдельно нарезанные кусочки дерева или кости, помеченные кровью жертвенного животного и брошенные подобно игральным костям.
Собственно, это все, что нам известно о магическом использовании рун. Резюмируя, можно утверждать лишь, что руны изначально действительно применялись для записи заклинательных формул, как защитных (alu), так и проклятий (Рунический камень из Бьёркеторпа). Также вероятно (основываясь на Таците) руны применялись для гадания. То есть нужно четко понимать, что все ныне существующие гадательные системы на рунах, равно как и различные практики создания при помощи рун талисманов и оберегов – это результат деятельность современных эзотериков, не имеющий исторического обоснования. Гальдраставы, банд-руны и вязаные руны – это тема отдельной лекции.
Руны в Новом времени
В 18 веке на уровне профессиональной лингвистики руническое письмо начало реконструироваться в Норвегии на фоне развития так называемого «романтического национализма» или «готизма». По всей Скандинавии тогда распространилось движение «Возрождение викингов», в рамках которого, кстати, впервые были изданы «Деяния данов» Саксона Грамматика и ряд фундаментальных трудов средневековых хронистов.
В конце 19 века зачатки рунологии проклевываются среди германской аристократии, позже приняв крайне извращенную форму, которую сейчас принято называть «германский оккультизм» (это также тема отдельного разговора, если есть интерес). В 20 веке распространение рун обусловлено появлением германского неоязычества, которое имело массу форм. На мой взгляд, наиболее адекватной из них являются общины Асатру, которые существуют и официально действуют в том числе в России, в Санкт-Петербурге.
В конце 20 века появляется масса рунологов-эзотериков, например – Ральф Блум, Стивен Флауэрс, Нигель Пенник и другие. И хотя некоторые работы отдельных авторов действительно интересны, потому что тот же Блум неплохо поработал с этнографическим материалом и археологией, в действительности все их теории относительно древнескандинавских рунических практик умозрительны и по сути ни на чем не основываются.
Из забавного можно отметить символ Bluetooth, который образован комбинацией двух рун Младшего Футарка – Хагалаз и Беркана. Это намек на Харальда Синезубого, короля Дании.