Футарк

Футарк, футорк, утхарк – от этимологии к символизму

ФутаркФутарк – это общепринятое наименование ряда скандинавских и германских рунических алфавитов, однако, строго говоря, ставить знак равенства между понятиями «футарк» и «алфавит» не совсем корректно. Ведь алфавит представляет собой групп стандартизированных знаков письменной речи. Но, во-первых, футарк (руны в целом) имеет гораздо более обширный функционал, то есть традиционно он используется не только для записи устных элементов языка. Во-вторых, любой футарк (например, широко известный Старший футарк так называемых общегерманских рун, использовавшихся в период с I по VIII века) можно считать стандартизированной системой лишь в относительной степени. Ведь известно множество футарков, различия между которыми основываются не только на эпохе или локации. Кроме того, зачастую начертание рун целенаправленно изменялось, это так называемые «руны, сбивающие с толку».

В тоже время нельзя отрицать, что футарк, значение которого обширно и многообразно, фактически представляет собой достаточно строгую систему. К примеру, уже упомянутый рунический футарк, который общепринято приписывают к общегерманскому руническому ряду, включающему в себя 24 знака (в противовес так называемому датскому или Младшему футарку IX-XIII веков, в котором 18 знаков), имеет традиционное разделение на 3 атта («эттир» на древнеисландском). Точно не известно, что в переводе с древнескандинавского означает слово «атт», вероятно, имеется ввиду понятие «род», как «единство». Старший футарк включает 3 атта, по 8 рун в каждом – атт Фрейи, атт Хеймдаля, атт Тюра. Атт Фрейи воплощает в себе эмоции, первую фазу творения, намерение, которое ждет своего воплощения. Атт Хеймадля – это воля, намерение воплощается, вторая фаза творения. Атт Тюра – это победа физического мира над бесформенной бездной Гиннунгагап, а также победа духовного мира над материальным, это финальный акт творения.

Безусловно, подобная трактовка Старшего футарка достаточно условна, потому что у нас нет оригинальных документов или иных свидетельств, которые позволяли бы однозначно утверждать, что древние скандинавы именно так представляли себе семантику рунического футарка. Это реконструкция, основанная на многочисленных исследованиях этнографического плана. Такие исследователи, как Йоун Сигурдсон, Торстейн Конраудсон, а из современных – Кеннет Медоуз и Леонид Кораблев, в буквальном смысле посвятили свою жизнь изучению рунических футарков, и основывались они отнюдь не на умозрительных заключения и неких эзотерических практиках, само существование которых может быть весьма сомнительным. Даже легендарный Гвидо фон Лист базировал свои изыскания на текстах «Старшей Эдды», хотя его выводы в итоге во многом оказались ошибочны.

Тем не менее, на многочисленных рунических камнях Дании, Швеции и Скандинавии была использована именно эта система записи. Обнаружено множество манускриптов, которые записаны посредством старшего и младшего футарка. Существуют археологические памятники, написанные мэнскими, англосаксонскими, гренландскими, исландскими и другими руническими футарками, значение которых может отличаться в плане отдельных символов. И здесь мы вплотную подходим к вопросу об этимологии понятия «футарк».

Итак, само слово «футарк» не несет в себе никакого сакрального смысла, это даже не понятие. Речь идет о «сквозном» прочтении первых шести рун Старшего футарка. Руны Феху, Урус, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ как раз и образуют понятие «футарк». Однако, к примеру, английские руны правильно именовать «футорк». Понятие «футорк» появилось потому, что четвертая руна в ряду английских рун называется не Ансуз, а (приблизительная транскрипция) Ор. Также вышеупомянутый Кеннет Медоуз высказывает мнение относительно того, что Старший футарк, руны которого считаются наиболее древними, использующимися сугубо в сакральных целях (тогда как Младшие футарки имели строго бытовой функционал), обладает несколько иной структурой, отличной от общепринятой. Согласно Медоузу деление на атты неверно, а первой руной является не Феху, а Урус. Феху в свою очередь замыкает рунический ряд. Таким образом, К.Медоуз говорит о том, что справедливо называть такой рунический ряд не «футарк», а «утхарк». Однако, как и в случае с аттами, это всего лишь гепотеза.

В завершении стоит отметить, что зачастую все футарки, кроме общегерманского, называют младшими. Как минимум потому, что, как было отмечено выше, согласно общепринятой версии только руны Старшего футарка использовались для гаданий, медитаций и прочих сакральных практик. Эта точка зрения имеет археологическое подтверждение. Именно поэтому можно с полным правом заявить, что на сегодняшний день система футарков представляет собой достаточно исследованную область древнескандинавской культуры. В отличие, скажем, от гальдраставов или банд-рун, хотя и эти некогда тайные системы все чаще подвергаются комплексным научным исследованиям. При этом в Интернете можно найти десятки различных «вариантов толкования» того или иного футарка. С этим нужно быть особенно осторожным, обращая внимание на авторство подобного толкования и материал, которым пользовался автор.

Советуем почитать: