Новые статьи
Содержание статьи

Гуллинбурсти – вепрь Фрейра

В скандинавской мифологии существует особый род существ, которых в равной степени можно отнести к категории «бестиарий» и категории «артефакты». К таким существам относится и волшебный вепрь Гуллинбурсти, упоминания о котором в скальдической поэзии не особенно многочисленны. В частности, мы встречаем вепря Гуллинбурсти в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, в части «Язык поэзии». В процессе объяснения происхождения кеннинга золота «волосы Сиф» Стурлусон рассказывает миф о соперничестве двух гномских кланов, в результате которого и был создан Гуллинбурсти.

Еще одно упоминание о волшебном вепре имеет место в поэме «Хусдрапа», которая также входит в несколько списков «Младшей Эдды». «Хусдрапа» описывает ряд мифологических эпизодов, в частности – поездку Тора на рыбалку и до конца не исследованный, фрагментарный миф о Локи и Хеймдале. Но Гуллинбурсти в «Хусдрапе» упоминается лишь в связи с описанием похорон Бальдра, Снорри пишет о том, что Фрейр пребывает на похороны верхом на волшебном вепре.

Фрейр на Гуллинбурсти и Фрейя в колеснице, запряженной кошками

Этимология скандинавского слова Гуллинбурсти (в оригинале – «Gullinburste») достаточно проста, это слово переводится как «золотая щетина». Такое название вепрь получил по той причине, что его щетина светится в темноте. В «Младшей Эдде» сказано, что даже «в самой Стране Тьмы будет светло» от щетины Гуллинбурсти. Кроме того, вепрь способен передвигаться не только по земле, но также по воде и даже по воздуху. В искомом эпизоде упоминается и о том, что Гуллинбурсти «движется быстрее всякого коня», при этом неясно способен ли вепрь бежать быстрее Слейпнира. По сюжету мифа Гуллинбурсти был подарен Фрейру гномом по имени Брокк, который сотворил вепря вместе с братом в своей подземной кузнице.

Гуллинбурсти – оригинальный миф

Как уже было отмечено, происхождение вепря Гуллинбурсти описано в «Языке поэзии» в связи с мифом о волосах Сиф. Искомый миф повествует о том, как Локи срезал у Сиф (супруги Тора) ее прекрасные волосы, за что бог грома пообещал переломать хитрецу все кости. Тогда Локи отправился к темным альвам (они же – гномы или цверги), чтобы те выковали для Сиф новые волосы, которые могли бы расти, как настоящие. Гномы из рода Ивальди выковали волосы из чистого золота, а заодно изготовили волшебный корабль Скидбладнир и копье Гунгнир. Но хитрый Локи не закончил на этом свои похождения, он отправился к гномам из другого клана, которых звали Брокк и Синдри (Эйтри).

Локи сказал Брокку, что они с братом не сумеют превзойти в кузнечном деле «сыновей Ивальди» и отковать артефакты, которые могли бы сравниться с волосами Сиф, Гунгниром и Скидбладниром. Тогда Синдри бросил в горн свиную кожу и ушел, приказав Брокку раздувать меха. Но муха, которой обратился коварный Локи, все время мешала гному. Тем не менее, Брокк продолжал работать, пока вернувшийся Синдри не вытащил из горна «вепря с золотой щетиной». Это и был Гуллинбурсти, которого позже Брокк отдает Фрейру. Но миф на этом не заканчивается, в дальнейшем Брокк и Синдри также выковали Мьельнир для Тора и кольцо Драупнир для Одина. В итоге, Брокк и Синдри выигрывают спор и Локи должен отдать братьям заклад – свою голову. Разумеется, хитроумный бог выкручивается из этой напасти.

Анализ образа Гуллинбурсти

Споры у исследователей вызывает тот факт, что вепрь Гуллинбурсти был подарен именно Фрейру, который является ваном по происхождению, сыном Ньерда. Ваны по своей природе – стихийные существа и совсем не воинственные в отличие от асов. При этом вепрь (в противоположность свинье) у многих народов европейского севера считался существом сакральным. Вепрь – символ ярости, воинской доблести и отваги. Предполагается даже, что вепрь мог быть воинским тотемным животным у скандинавов, наряду с волком и бером (медведем).

При этом у Гуллинбурсти есть и другое имя (оно также упоминается в «Младшей Эдде») – «Slíðrugtanni», что в переводе с древнескандинавского означает «острозубый». И это еще одно очевидное указание на динамический, отнюдь не гуманистический принцип, заключенный в образе вепря.

То есть непонятно, почему явно воинский, можно сказать – откровенно боевой артефакт Гуллинбурсти был отдан Фрейру, богу миролюбивому и спокойному, олицетворяющему солнечный свет и силы плодородия. В действительности, однозначного ответа на данный вопрос до сих пор нет. Хотя нужно признать, что нет и глубоких исследований на эту тему. В конце концов, Гуллинбурсти встречается всего в паре текстов, тем не менее, это яркий эпический образ, который нельзя оставлять без внимания.

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!