Гокстадский корабль

Гокстадский корабль – наследие Древней Норвегии

Гокстадский корабль, фото которого представлены ниже, является одной из ярчайших археологических находок, сделанных на территории Скандинавского полуострова. Этот драккар, датируемый IX веком, был обнаружен в кургане X века и представляет собой традиционный погребальный корабль «эпохи викингов».

Гокстадский корабль также иногда называют Кораблем из Гокстада. Такое наименование артефакт получил по месту обнаружения – его нашли на ферме Гокстад в губернии Вестфолл (коммуна Синнефьорд, расположена в восточной части Норвегии). На данный момент Гокстадский корабль выставляется в легендарном «Музее драккаров» (в Осло). А знаменит он по двум причинам: во-первых, Корабль из Гокстада великолепно сохранился (благодаря тому, что оказался в слое голубой глины), а во-вторых, это крупнейший из найденных археологами драккаров.

Гокстадский корабль в "Музее драккаров"

История Гокстадского корабля – раскопки и погребальный курган

Корабль из Гокстада был обнаружен в 1880 году фермерами, которые обрабатывали землю в своем поместье (тот самый Гокстад). Фермерам было известно, что на их территории располагается некий курган, вероятно – погребальный, сохранившийся с древнейших времен. «В народе» курган носил название «Королевский», но никто не знал его историю, более того – не было никаких доказательств, подтверждающих, что это действительно курган.

Разумеется, фермеры решили копать курган не «просто так», а по указанию археолога Николая Николазена, который к тому моменту уже обнаружил несколько погребальных кораблей, в частности – ладью из Тьюна (Остфолд) и ладью из Борра (Хортен). Гокстадский корабль (фото с раскопок – ниже), сохранившийся в практически нетронутом виде за счет того, что большая его часть оказалась в пластах голубой глины, сразу же приобрел статус знаковой находки. Гокстад неоднократно посещался туристами и учеными еще во время археологических работ, которые длились несколько месяцев. Затем драккар был направлен в Осло и отреставрирован (то есть его оригинальный вид запечатлен лишь на фотографиях с раскопок).

Гокстадский корабль – раскопки

Нужно отметить, что «Королевский» курган в Гокстаде являлся одним из крупнейших во всей Норвегии. К моменту раскопок он имел 43 метра в диаметре и высоту порядка 5 метров над окружающей местностью. Вероятно, изначально он был еще больше, но сельскохозяйственные работы существенно сравняли землю. При этом конструктивно курган Гокстадского корабля представлял собой последовательное наслоение песка и голубой глины. Песчаные слои располагались выше, поэтому мачта и верхняя часть киля и кормы не сохранились.

Драккар располагается на существенном удалении от фьорда, и даже если учесть, что за минувшую тысячу лет уровень моря поднялся в этом регионе на три метра, то изначально Корабль из Гокстада находился приблизительно в 400-500 метрах от воды. Археологи предполагают, что столь крупный драккар вряд ли тащили по земле, скорее всего судно транспортировали от фьорда к кургану по небольшой реке Хэйзл, которая протекает в непосредственной близости от места раскопок.

Артефакты Гокстадского корабля и другие находки из кургана

Скелет вождя, захороненного в Гокстадском кургане, находился за шкальной мачтой, что показательно – ведь именно там стоял бы капитан драккара, управляющий судном. Рядом с ним обнаружены лоскуты шерсти и шелка, вероятно – с истлевшей одежды. Рядом со скелетом найдены деревянные элементы, которые позже были идентифицированы, как кровать. Также в Гокстадском корабле обнаружили рыболовецкие крючки и комплект для игры в нефатафл (игральную доску и набор фигур из бычьего рога). Рядом располагалась конская сбруя и бронзовый медальон, на котором изображен всадник.

Николай Николазен предположил, что ранее курган уже вскрывался (вероятно – в Позднем Средневековье), потому что при похороненном мужчине (который явно был ярлом или даже конунгом) не было оружия, а ведь погребальные обряды викингов предписывали всегда хоронить мужчин с оружием. Скелет из Гокстадского корабля обладает ростом 185 сантиметров, а его возраст предположительно находится в промежутке между 50 и 70 годами.

В непосредственной близости от погребальной кровати «конунга» обнаружена удивительная находка – кости павлина. Эта находка из Гокстадского корабля, во-первых, указывает на то, что здесь был погребен действительно богатый и уважаемый человек. Во-вторых, вероятно, это один из старейших павлинов, попавших в Европу из Индии, и это очередное подтверждение развитых торговых связей викингов.

Также в драккаре нашли три металлических кубка, деревянное блюдо, оснастку для саней, несколько постелей, остатки палатки (шатра), кухонную утварь, бочку объемом 750 литров и большой бронзовый котел. Рядом с Кораблем из Гокстада в том же кургане обнаружено 12 скелетов лошадей и 6 скелетов собак. И тут стоит пояснить, что в Раннем Средневековье у викингов существовало несколько видов погребального обряда. Тех, кто почитал асов (Один, Тор, Хеймдаль), отправляли на драккаре в открытое море и поджигали драккар. Тех же, кто почитал ванов (Фрейя, Фрейр, Ньерд), хоронили в курганах – либо в настоящем драккаре, либо в символическом корабле, выложенном из камней. С человеком в «иной мир» обязательно отправлялась часть его имущества, оружие и доспехи (если это был мужчина) или лучшие украшения (если это была женщина). Зачастую в драккар укладывали коня и охотничьих собак (неизвестно, в какой момент животных убивали). На основании знаменитых дневников Ибн Фадлана ученые предполагают, что порой с ярлами и конунгами хоронили их жен, которые, вероятно, совершали ритуальное самоубийство, взойдя на драккар (тем не менее, в Гокстадском корабле нет других скелетов, кроме скелета самого «конунга»).

Рядом с Кораблем из Гокстада в том же кургане были обнаружены три лодки. Наименьшая (6,6 метра в длину), вероятно, являлась так называемой бортовой лодкой, то есть на ней причаливали к берегу, когда драккар заходил в залив. Наибольшая лодка (9,75 метра в длину) предположительно относится к типу снеккар, это рыбацкое судно для прибрежных вод (не для открытого моря). Примечательно, что хотя порой в курганах вместе с драккарами «эпохи викингов» находили лодки, ни одна из них не была в столь же хорошем состоянии, как лодки из Гокстада.

Метрика Гокстадского корабля, его конструкция и назначение

Курган в Гокстаде датируется X веком, но сам драккар, как полагают археологи, был построен в 890-е годы. Вероятно, типологически это судно справедливо назвать именно драккаром, а не снеккаром или кнорром. Оно имеет 23 метра в длину и 5,1 метра в ширину. Длина весла Гокстадского корабля составляет 5,5 метра, у судна всего один парус, высота мачты неизвестна, так как сохранилась только ее нижняя треть.

Конструкция Гокстадского корабля

Корабль из Гокстада имеет 32 весельных отверстия, предположительно судно вмещало от 70 до 80 человек и имело явно боевое назначение. К особенностям конструкции можно отнести укрепленный киль (возможно, для тарана?) и тот факт, что судно выдолблено из единого дубового ствола, который покрыли досками обшивки (традиционно – в небольшой нахлест, по 16 досок с каждой стороны). Гокстадский корабль (фото реконструированного варианта из музея Осло представлено выше) имеет достаточно богатый орнамент, который, однако, уступает резьбе того же Осебергского корабля.

В 1949 году в Швеции была построена точная копия этого драккара (корабль назвали «Ормен Фриске»), однако летом 1950 года судно затонуло во время шторма вместе со всей командой (15 человек). Памятник погибшим стоит в Стенсунде (где и был построен драккар). С тех пор никто не рискнул создать еще одну реплику Гокстадскго корабля.

Советуем почитать: