Миры

Миры скандинавской мифологии как уникальное культурное явление североевропейской традиции

Миры скандинавской мифологии во многом оригинальны. Это выдающийся донаучный конструкт, который не имеет себе равных ни по «рельефности» описания, но по глубине «проработки». В действительности, девять миров скандинавкой мифологии – это лишь базис, основа системы мировоззрения древнего народа. Сюда не включается, к примеру, Утгард и многие другие места, которые упоминаются в Эддах и многих скальдических песнях. А ведь это тоже полноценные миры, миры скандинавской мифологии, которые представляют собой единую гармоничную систему реальностей.

Чем же так уникальны миры в скандинавских мифах? Для примера возьмем человеческий мир в скандинавской мифологии, он называется Мидгард. Это слово переводится как «срединная земля» (да, кому-то этот факт неизменно навевает воспоминания о работах Толкиена), а точнее – «огороженное пространство, расположенное в середине чего-то». Весьма образно, не правда ли? Девять миров скандинавской мифологии в этом смысле выглядят не так уж «мифологично». Ведь мы действительно живем посредине, буквально между небом и землей, и поэтому человеческий мир в скандинавской мифологии – срединный. Опять же, можно взять эзотерический аспект (дихотомия добра и зла, тьмы и света) и даже экзистенциальный.

Девять миров скандинавской мифологии: от Мидгарда до занебесных далей 

Разумеется, не один только человеческий мир в скандинавской мифологии носит «говорящее имя». Все миры в скандинавских мифах характерны, то есть их отличительные особенности проявляются во всем – в наименовании мира, в его населении, в его географических и климатических особенностях. Но здесь все не так просто. К примеру, принято полагать, что мир мертвых в скандинавской мифологии называется Хельхейм. Это верно, но лишь отчасти. «Хельхейм» дословно переводится как «владения Хель», в свою очередь Хель – богиня усопших, покровительница холодного и мрачного нижнего мира. Но мир мертвых в скандинавской мифологии, Хельхейм, является частью Нифльхейма, предшествующего (в иерархическом плане) мира льдов и туманов. Кроме того, в Хельхейм попадают не все люди, лишь те, кто не смог стать эйнхерием.

Любопытно, что Хель (перевод этого слова со старо-скандинавского неизвестен) с течением времени превратился в hell («ад» на английском), а у Данте владыка преисподней обретается на самом дне ада, среди (кто бы мог подумать!) льда и холода. Так мир мертвых в скандинавской мифологии стал явным прообразом христианского ада. Да и вообще, все 9 миров скандинавской мифологии так или иначе были восприняты христианами. Отголоски образов Муспельхейма, Ванахейма, Свартальвхейма и других «локаций» мы встречаем повсеместно в библейских (в том числе – неканонических) легендах. Скандинавские мифы о сотворении мира в этом смысле стоят особняком, их христиане не смогли принять, потому что образная суть этих описаний принципиально противоречит церковным догматам (практически любой из ныне существующих религий).

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе. Данный раздел информационно портала «РУНАРИУМ» поможет вам в поисках ответов.

 

Список миров: