Новые статьи
Содержание статьи

Асатру – религия, традиция, вера?

Асатру зачастую называют «неоязыческим движением» или даже религией, но обычно подобные формулировки высказываются людьми, которые о Троте (другое название Асатру) имеют лишь обрывочные сведения, почерпнутые в большей степени из Интернета. Кроме того, как это часто бывает с массовыми религиозно-этическими и субкультурными явлениями, о «религии» Асатру судят на основе ее носителей, порой – не самых лучших. Но, согласитесь, судить о свастике на основе того, что в свое время этот символ с тысячелетней историей был государственной эмблемой Третьего Рейха, не совсем корректно. Тоже касается и явления Асатру.

Впервые слово Асатру (оригинальное написание на исландском – «åsatro») появляется в романтической романистике Исландии в XIX веке. Буквальный перевод означает «верный асам», изначально этим словом обозначали культурные традиции викингов, населявших территории современных Норвегии, Дании, Швеции и Исландии в Раннем Средневековье. Но в 1973 году в Исландии была официально зарегистрирована первая Община Асатру. Это была группа единомышленников, которые приняли решение жить в соответствии с культурными и бытовыми устоями своих далеких предков. Разумеется, неофициальные Общины Асатру существовали в Скандинавии и раньше, но сведения о них носят бессистемный характер и в большинстве случаев невозможно определить источник информации и ее достоверность.

Община Асатру

В течение следующих двадцати лет (с момента возникновения Исландкой Общины Асатру) аналогичные структуры начали появляться на официальном уровне в Норвегии, Дании Испании и Италии, позже еще одна община была зарегистрирована на территории США. Первая (и на данный момент – единственная в плане официальной регистрации) Община Асатру в России действует в Санкт-Петербурге, она была создана 1 сентября 2013 года.

Первую исландскую Общину Асатру основал «широко известный в узких кругах» Свейнбьёрн Бейнтейнссон, который всю свою жизнь прожил в Исландии. Свейнбьёрн был фермером и разводил овец, а в качестве увлечения занимался традиционной скандинавской (скальдической) поэзией. Он издал несколько сборников и замечательный поэтический учебник. Скончался Свейнбьёрн в 1993 году. В исландской Общине Асатру он занимал должность годи, то есть – верховного жреца (другое название должности – Альсхеръяргоди), вплоть до своей кончины. В настоящий момент эту должность занимает известный исландский композитор Хилмар Ёрн Хилмарссон.

Так что же такое Асатру – концептуальный подход

«Религия» Асатру вовсе не обожествляет силы природы, как принято считать. Суть данной мистико-этической концепции заключается в максимально точной реконструкции обрядово-культурных традиций древних скандинавов, в первую очередь – на основе сохранившихся фольклорных элементов и археологических находок. Представители Общин Асатру (которые называются асатруа) безусловно верят в существование «высших сил», богов-асов. Они не противопоставляют себя другим религиям, просто потому, что Асатру – вообще не религия. Это традиция, уклад. Асатру – это вера.

Это не догматическое мировоззрение, в нем нет никаких четких норм. Но есть пантеон богов-асов, таких как Один, Тор, Локи, Фригг, Фрейя, Хеймдаль и другие. Некоторые представители Асатру полагают, что речь в этом случае идет о неких «высших сущностях» (по аналогии с богами в иных древних культурах), другие полагают, что это скорее знаменитые деятели прошлого, чьи имена таким незамысловатым образом были вписаны в историю Древней Скандинавии. Есть и более радикальные вариации, согласно которым асы являются представителями некоей высокоразвитой цивилизации, которая «наблюдает» за жителями Мидгарда (Земли), периодически вмешиваясь в их жизнь по каким-то своим причинам.

Но это не концептуальный аспект. Суть Общин Асатру заключается в объективном восстановлении не только морально-этического уклада, но и быта, мировоззренческих позиций викингов. Выборные органы внутри общин называются так же, как исторически именовались аналогичные формирования у скандинавов. Это уже приведенное наименование верховного жреца – годи, ежегодное собрание членов общины – Альтинг, Совет Законоговорителей (законодательный орган в общине) – Логретта, и так далее.

По утверждению Иормундура Инги, одного из лидеров исландской Общины Асатру, основная задача этого уникального движения кроется в планомерном и адекватном восстановлении традиций, которые некогда были общими для всех индоевропейских народов. Инги утверждает, что представители Асатру не пытаются соединить учения Христа, Будды, Зороастра, наби Мухаммаба и других деятелей «мировых религий» на основе некоего языческого мистицизма. Они ищут первооснову всех этих учений, будучи уверены в том, что исконно евроазиатский (либо только европейский) континент был един в культурном плане.

Традиции Асатру учат уважительному общению с другими людьми, уважительному общению с природой и самим собой. Это вовсе не воинственное движение, его (адекватные) представители никогда не позволяли себе негативных утверждений относительно других учений (обратите внимание – Варг Викернес не был и не является последователем Асатру). Речь идет о стремлении к гармоничному развитию духа, души и тела. Несмотря на то, что внутри Общин Асатру обычно не существует строгих запретов, чаще всего европейские организации Асатру выступают за здоровый образ жизни, они негативно относятся к курению и алкоголю, ратуют за восстановление экологии. Разумеется, в этом аспекте Общины Асатру (в России – в том числе) являются ярыми противниками трансгуманизма и аналогичных движений.

Асатруа признают существование загробного мира и других миров, описание которых дано в эддических текстах, однако они отлично понимают, что большинство космогонических и эсхатологических мифов Древней Скандинавии – это лишь эффектные метафоры, за которыми скрывается нечто большее, нечто вполне реальное. Большинство представителей Асатру верят в силу рун, рунескриптов и гальдраставов, хотя на этот счет мнения могут быть различны.

Календарь Асатру: праздники, как основа традиции

Очевидно, что реконструкция – один из ключевых процессов, лежащих в основе формирования «религии» Асатру, а ведь это движение в действительности еще не образовало устойчивую традицию, оно продолжает преобразовываться в поисках единой, максимально осязаемой концепции. Важный элемент исторический реконструкции – это воссоздание бытовых обрядовых структур, в основе которых лежат праздники.

Реконструкция, Асатру

Асатру использует традиционное Колесо Года, которое, вероятно, служило важным культурообразующим фактором у кельтов, викингов, древних германцев и других народов Европы. Основные праздники календаря Асатру отражают переходы между сезонами и ключевые события, обусловленные универсальной спецификой человеческого быта. На данный момент в большинстве Общин Асатру празднуют следующие знаковые даты:

  • «Белая ночь» («Зимняя ночь»). Празднуется во второй половине октября, знаменует окончание сбора урожая и начало нового годичного цикла. Фактически это «древнескандинавский Новый Год». Исландские Общины Асатру празднуют его 15 октября, но точная дата праздника, установленная исторически, неизвестна.
  • «Зимнее солнцестояние». Праздник знаменует собой середину зимнего сезона, предваряется так называемой Ночью Матери, которая празднуется в ночь перед самим солнцестоянием. Праздник длится 12 ночей, многие Общины Асатру полагают, что именно этот праздник был ключевым в традиции викингов, и именно с него, а не с «Белой ночи», начинался отсчет нового цикла.
  • «Дистинг» («Дисаблот»). Празднуется в середине-второй половине февраля, знаменует завершение зимнего сезона и возрождение природы. Концептуально «Дистинг» похож на славянскую «Масеницу», особенно популярен в Швеции.
  • «Весеннее равноденствие». Празднуется в соответствии с одноименным астрономическим событием, в современных Общинах Асатру часто ассоциируется с Астарой – германской богиней весны, любви и обновления.
  • «Майский день («Вальпургиева ночь»). Празднуется с 30 апреля на 1 мая, вероятно – изначально был днем поминовения усопших, потому что исландское имя «Вальпургия» восходит к старо-норвежскому «Валькнут» («valrknut»), что значит «узел (обитель?) павших». В «религии» Асатру к «ведьмам» этот праздник не имеет никакого отношения.
  • «Летнее солнцестояние» («Середина лета»). Отмечается в день соответствующего астрономического события. Это самый длинный день в году, который выступает апофеозом метафорической победы «света» над «тьмой». Этот праздник хорошо знаком славянским народам (Купала) и ряду других культур.
  • «Тингтайд». Празднуется в районе 23 августа, является традиционным временем сбора для представителей Общин Асатру. Исторически на этот праздник собирались ярлы и конунги, чтобы подвести итоги уходящего года и наметить планы на грядущий период.
  • «Сбор урожая» («Осеннее равноденствие»). Известно, что скандинавские народы отмечали данный праздник в день соответствующего астрономического события и считали его особенно важным, но на данный момент нет четких сведений о его обрядовой части. Период «Сбора урожая» длился вплоть до «Белой ночи».

Также многие Общины Асатру в России и Исландии празднуют День Жатвы («Фрейфакси») 1 августа, День Эйнхериев (он же «День рун») 11 ноября и множество других праздников. Некоторые из этих мероприятий имеют исторический подтекст, другие – астрологический, происхождение третьих вообще достаточно туманно. У разных групп Календарь Асатру может отличаться, на данный момент нет единого, общепринятого варианта такого календаря. Однако, в скандинавских странах исследования в этой области идут достаточно планомерно, что позволяет существенно углублять и обогащать традицию Асатру. И кто знает, быть может, однажды традиция викингов выйдет вровень с «мировыми религиями», или даже превзойдет их. Как уже было однажды…

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!