Речи Гримнира

Речи Гримнира – происхождение и интерпретация

Песнь «Речи Гримнира» входит в состав первой части «Старшей Эдды», которая называется «Песни о богах». Несмотря на относительно небольшой объем этого поэтико-прозаического произведения, оно отличается выдающимся разнообразием и невероятным объемом мифологических сведений, которые заключаются преимущество в поэтической части. Песнь «Речи Гримнира» помимо оригинального списка «Старшей Эдды» из Codex Regius, также сохранилась в манускрипте АМ748 и частично – в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона.

Песнь "Речи Гримнира"

Композиционно песнь «Речи Гримнира» представляет собой поэтический монолог Гримнира (Одина), который обрамлен в прозаический рассказ под заголовком «О сыновьях конунга Храудунга». Любопытно, что обрамляющий рассказ из «Речей Гримнира» также присутствует в «Истории лангобардов», которая была написана в VIII веке Павлом Диаконом. Кроме того, очевидны сюжетные параллели между этим рассказом и Илиадой, а также сказаниями многих народов древнего мира.

Но наибольший интерес представляют мифологические сведения, которые предоставлены в «Речах Гримнира» в виде монолога Одина. Тут есть перечень жилищ богов, подробное описание Вальхаллы и Иггдрасиля. Также песнь «Речи Гримнира» включает в себя множество имен валькирий и асов, названия рек и легендарных животных (в частности – знаменитых божественных скакунов), сведения о сотворении мира и обширный список имен-воплощений самого Одина. Вероятно, Снорри Стурлусон во многпм опирался на «Речи Гримнира», создавая «Младшую Эдду». При этом между отдельными частями песни нет логической связи, она разнообразна даже в метрическом плане. Многие исследователи (в частности – М. Ульсен и Д. Фрис) неоднократно пытались восстановить изначальный вариант песни, но им это так и не удалось. Были предприняты попытки удалять атональные строфы из «Речей Гримнира», вплоть до сорока строф (из пятидесяти четырех), но это также не дало никакого результата.

М. Ульсен предположил, что песнь «Речи Гримнира» представляет собой галлюцинации героя, которые возникают в результате жестоких пыток, отсюда – обширный мифологический материал. При этом перечни имен исследователь интерпретирует, как заклинания, которые в шаманической традиции Древней Скандинавии могли иметь важное магическое значение. Что же касается прозаического рассказа из «Речей Гримнира», то их А. Крапп связывает с более поздней эпохой, когда Скандинавия уже была христианизирована и возник известный обычай сжигать колдунов. С данным исследователем солидарен и другой знаменитый скандинавовед и культуролог А. Хойслер, который полагал, что «Речи Гримнира», как и «Речи Вафтруднира» были созданы уже в христианскую эпоху одним из предшественников Снорри Стурлусона. Однако явного влияние христианства в тексте песни нет, поэтому принято считать, что она была создана до прихода христианства на европейский Север.

Речи Гримнира – содержание песни

По сюжету прозаической части «Речей Гримнира» у конунга Храудунга было два сына – Агнар (ему было десять зим) и Гейредд (ему было восемь). Однажды браться отправились на лодке ловить рыбу в местной реке, но ветер унес их в открытое море. Лодка разбилась о камни на неизвестной земле. Там Гейредда и Агнара встретили старик со старухой, у которых они перезимовали. Старик дал братьям лодку и сказал Гейредду, что они могут надеяться на попутный ветер. Так и произошло, очень скоро братья вернулись к пристани отца. Храудунг к этому моменту уже умер и Гейредда выбрали конунгом. При этом он, сойдя на берег, оттолкнул лодку и сказал: «Плыви туда, где тролли тебя возьмут». Лодка скрылась в море.

Далее в «Речах Гримнира» говорится о том, что Один и Фригг однажды сидели у Хлидскъяльва и обозревали миры. Один напомнил Фригг, как она ухаживала за Агнаром и сказал, что теперь у него много потомков от пещерной великанши. Один был горд тем, что в ту памятную зиму ухаживал за маленьким Гейреддом, который теперь стал мудрым конунгом. Однако Фригг говорит мужу, что Гейредд очень скуп, он даже для гостей жалеет еды, если ему кажется, что их слишком много. Один возражает, что такого не может быть.

Затем в рассказе из песни «Речи Гримнира» повествуется о том, что Фригг посылает Фуллу, свою служанку, к Гейредду. Фулла говорит конунгу, что ему стоит остеречься колдуна, который пришел в его земли. Колдуна, сказала Фулла, ты узнаешь потому, что ни одна собака, даже самая злая, не рискнет на него напасть. То, что Гейредд морил гостей голодом, оказалось ложью, однако он приказал схватить колдуна. Колдуна в синем плаще звали Гримнир (одно из воплощений Одина). Он ничего о себе не сказал и конунг приказал пытать его, посадив меж двух костров. Так Гримнир просидел восемь ночей, затем сын Гейредда по имени Агнар (в честь брата) подошел к колдуну и дал ему напиться, сказав, что его отец поступает плохо, пытая безвинного. У Гримнира от жара начал тлеть плащ и дальше начинается поэтическая часть песни «Речи Гримнира» с перечислением многих мифологических эпизодов из жизни людей и асов.

После поэтической части следует небольшое прозаическое завершение. Гейредд наполовину достает меч из ножен, встает с трона и идет к Гримниру, в котором он наконец признал Одина. Однако меч выскальзывает из его рук, падая рукояткой вниз. Гейредд падает сверху на меч и умирает. В этот момент Один исчезает, конунгом становится Агнар и, как гласит песнь «Речи Гримнира», правил он долго и мудро. То есть в действительности поэтическая и прозаическая часть песни вообще никак не связаны, что действительно позволяет предположить различное происхождение этих эпизодов. Это, однако, не умаляет культурологической ценности «Речей Гримнира», из которых можно узнать множество любопытных сведений о скандинавской мифологии.

Советуем почитать: