Новые статьи
Содержание статьи

Нитсшест – ритуал проклятия врагов

Нитсшест - ритуал проклятия враговНитсшестом у северных германцев и скандинавов в «эпоху викингов» (VIII-XI века) назывался особый предмет и связанных с ним ритуал проклятия врага. Конструктивно нитсшест представлял собой длинную тонкую палку, воткнутую в землю. На вершине палки располагается голова свежеубитой лошади или человека (данный эпизод оспаривается рядом исследователей). Голова обязательно обращалась в ту сторону, где живет или в данный момент находится проклинаемый. На самом шесте вырезались руны с заклятьем.

Несмотря на то, что современные неоязыческие общины невразумительного толка (например, «Sveriges Asatrosamfund», «Grølheim - Asgårds Hedninge», «Wargamark» и многие другие) продолжают применять проклятие нитсшест, используя головы разных животных, в сохранившихся источниках речь идет именно о голове лошади, либо человеческой голове (искомые эпизоды приведены ниже), причем нигде не приводится руническое заклинание, которое нужно вырезать на шесте. Иными словами, традиция нитсшеста попросту не может быть реконструирована в отсутствие данных, необходимых для проведения ритуала.

Исторические сведения о ритуале нитсшест

О нитсшесте мы знаем из двух источников, первый – знаменитая «Сага об Эгиле», исландский текст, авторство которого приписывается Снорри Стурлуссону. Сага была создана в XIII веке, но описывает исторический период длиной в сто пятьдесят лет – примерно с 850 по 1000 год. В контексте описания ритуала нитсшест важен эпизод, в котором повествуется о том, как скальд Эгиль Скаллагримссон ругается с Эйриком Кровавая Секира и проклинает его при помощи возведения нитсшеста. В тексте саги описание ритуала выглядит следующим образом: «Эгиль вновь пришел на остров, взял шест (жердь) из орешника и взошел на высокую скалу, обращенную к материку. Эгиль расположил на вершине шеста череп лошади и сказал: «Я воздвигаю этот шест и насылаю порчу на конунга Эйрика и его супругу Гуннхильд». Затем скальд развернул череп лошади в направлении материка и произнес: «Я проклинаю духов этой страны, дабы они плутали в беспутье и не нашли мира, покуда не изгонят конунга Эйрика и его супругу Гуннхильд прочь из Норвегии». С этими словами скальд воткнул шест в скальную трещину и вырезал на дереве заклинание».

нитсшест

Некоторые исследователи (например, Х. Бон) полагают, что слова, произнесенные Эгилем, сами по себе являются ритуальной формулой, которую надлежит вырезать на нитсшесте. Тем не менее, очевидно, что каждый ритуал нитсшест индивидуален, так как в каждом случае заклятие преследует конкретную цель и слова заклинательной формулы меняются. Тем более, что второй источник, из которого мы узнаем о ритуале нитсшест, описывает несколько иной ритуал, в частности – без каких либо заклинаний.

Один из эпизодов «Саги о людях из Озерной Долины» повествует о поединке между Финбоги и Ойкулом. Финбоги не является в назначенное время и не выходит на бой, за это Ойкул проклинает его нитсшестом. На деревянный шест (жердь) он насаживает «резную мужскую голову» и вставляет этот шест в грудь мертвой лошади, поворачивая голову (не ясно – лошади или человека) в ту сторону, где живет Финбоги. Данный эпизод выглядит довольно спорно, так как не совсем понятна формулировка о «резной мужской голове». Некоторые исследователи (в их числе – М.П. Генри) уверены, что речь идет о стилизованной голове, вырезанной ножом на верхней части ритуального шеста. Данная версия

выглядит логично ввиду того факт, что среди древнескандинавских и исландских источников нет упоминаний об использовании в ритуалах частей человеческого тела.

Нитсшест – этимология и социальный аспект

На древнескандинавском нитсшест пишется так «níðstang», причем «tang» переводится как «шест» или «жердь», а понятие «níð» («nīþ», либо «nīð») обозначало у германцев и скандинавов потерю чести. Человек, «заклейменный» (иносказательно, а не физически) этим понятием, назывался «níðingr» («nīðing», либо «nīðgæst»), что значит «немужественный», аналогичное значение имело понятие эрги («ergi» на древнескандинавском).

Нитсшест являлся своего рода актом презрения, направленным на то, чтобы вызвать общественный резонанс, всеобщее порицание. Нитсшест устанавливался на хорошо видном месте, это открытый ритуал, его цель – указать на человека, который нарушил традиции, обычаи или даже закон. Важно отметить, что в «Саге об Эгиле» герой проклинает духов земли, причем в оригинальном тексте используется слово «landvættir», этим словом скандинавы называли духов-покровителей определенной местности, которые отвечали за ее благосостояние. То есть эзотерическая подоплека ритуала нитсшест довольно серьезна, хотя в «Саге о людях из Озерной Долины» нюанс с проклятием духов отсутствует.

Традиция возведения нитсшеста сохранялась до Позднего Средневековья и в других регионах Европы. Примером этого может служить событие, происшедшее 22 августа 1272 года в Англии, в Королевском лесу («Royal Forest», также известный как Заповедный лес). Группа мужчин, состоявшая из 17 человек, выследила несколько оленей в лесу, в котором мог охотиться только король. Посланные за браконьерами всадники обнаружили мужчин, когда они воздвигали три шеста, насадив на них головы убитых оленей, повернутые в сторону королевского замка. Всадники по неизвестной причине не смогли схватить мужчин и были вынуждены отступить, о дальнейшем развитии событий нет никаких сведений.

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!