Фенрир

Фенрир: сколько волка не корми…

Волк Фенрир – одно из самых узнаваемых хтонических чудовищ германо-скандинавской мифологии, наряду с Ёрмунгандом и Хель. Примечательно, что все трое – дети выдающегося трикстера Локи и воинственной великанши Ангрбоды. Есть версия, что Гарм – тоже сын вышеупомянутой пары, и приходится Фенриру младшим братом (даже в символическом аспекте: старший – волк, младший – пес).

Волк Фенрир был самым младшим (не считая Гарма, происхождение которого все же не столь очевидно) сыном Локи и в отличие от Ёрмунганда и Хель, асы позволили ему остаться в Асгарде. Но Фенрир быстро вырос до ужасающих размеров и единственным, кто отваживался кормить чудовище, был Тюр. Фенрир не проявлял признаков агрессии и, судя по тексту эддических песен, сблизился с Тюром. Однако волк был настолько огромен и могуч, что асы решили перестраховаться.

Согласно «Младшей Эдде» темные альвы выковали из стали неразрушимую цепь («лединг»), но заставить Фенрира по собственному желанию влезть в оковы оказалось не так уж просто (оно и понятно, волк то не дурак!). В итоге асы одолели Фенира хитростью, мол, сильный он, спору нет, но не настолько, чтобы порвать гномью цепь. Однако Фенрир порвал ее, и другую цепь тоже порвал, хотя он была вдвое прочнее первой (вторая цепь называлась «дромми»). На третий раз подземные мастера создали настоящий шедевр – цепь Глейпнир состояла из корней гор, женской бороды, кошачьих шагов, птичьей слюны, дыхания рыбы и медвежьих нервов. Как не трудно догадаться, в этом поэтическом описании скальды заключили вещи и явления, которых, как они полагали, не существует в природе.

Фенрир в цепях

Фенрир почуял опасность и не согласился надеть Глейпнир. Но Тюр вложил в пасть волку свою правую руку и сказал, что если Фенрир не порвет цепи, но асы откажутся их снимать, он может смело лишать Тюра того, чем он держит оружие. Так младший сын Локи познал предательство самого близкого друга. Фенрир не сумел разорвать звенья Глейпнира, асы отказались снимать путы, и волк откусил Тюру правую руку.

Затем асы взяли конец Глейпнира и протянули его сквозь неподъемную каменную плиту Гьелль (также называется река, что окаймляет Хельхейм). Плиту закопали в землю, а сверху поставили огромный камень, и камень тоже зарыли. В пасть волку Фенриру вставили меч, да таким образом, что рукоятка уперлась под язык, а острие – в небо. Волк хрипел и рычал, но не мог сжать челюсти, так что из его пасти постоянно бежала слюна, обратившаяся рекой Вон.  В «Прорицании Вёльвы» сказано, что так Фенрир будет лежать до тех пор, пока не наступит Рагнарек. Тогда могучее чудовище разорвет свои путы, проглотит Луну и Солнце и погрузит мир в Фимбульвинтер, вечную зиму. Любопытно, что более ранние мифы описывают момент освобождения Фенрира иначе: волк Хати проглотит Луну, а волк Сколль пожрет Солнце, это вызовет ужасные землетрясения, в результате скала, к которой привязан Фенрир, рухнет и он вырвется на свободу.

Закономерен вопрос: почему Один сразу не убил Фенрира, хотя знал (от все той же вёльвы Хейд), что именно чудовищный волк сразит его в час Рагнарека? В «Старшей Эдде» Всеотец поясняет свое решение: «Так чтили боги святилище свое, что не решились осквернять его волчьей кровью». Весьма интересное замечание, если учесть вероломство асов и их предательство в отношении волка, который фактически никому не желал зла.

Во время Рагнарека волк Фенрир действительно убьет Одина, но за Всеотца отмстит его сын – Видар, он пронзит Фенрира мечом, либо разорвет ему пасть (в эддических текстах параллельно упоминаются обе версии гибели Фенрира от рук Видара). Так преданный всеми волк погибнет от рук безмолвного бога мщения.

Фенрир

Волк Фенрир: этимология и анализ образа

В древнескандинавском языке для обозначения имени Фенрир используются слова «fenrir», «fenrisúlfr» и «hróðvitnir». Fenrir, как не трудно догадаться, представляет имя собственное, Fenrisúlfr переводится как «Фенрир волк», а Hróðvitnir означает «прославленный волк». Также иногда Фенрира именуют Vanagandr, что значит «чудовище реки Вон». Предположительно само имя «Фенрир» происходит от старо-норвежского «fen-dweller» (дословно – «обитающий в топях болот»). Короче, хтоничность образа налицо.

Многие скандинавоведы полагают, что Фенрир был единственным волком-антагонистом в скандинавской мифологии, а Гарм, Сколль и Хати – это лишь другие имена Фенрира, либо его воплощения. Тем не менее, данная версия поддерживается далеко не всеми исследователями. Точное происхождение мифологического образа волка Фенрира неизвестно, зато очевидно его влияние на раннехристианскую культуру: так М. Шапиро пишет о том, что знаменитая «пасть ада» (популярный средневековый иконографический образ) является прямой отсылкой к пасти Фенрира.

Бесспорно, Фенрир оказал огромное влияние на современную культуру, чудовищный волк встречается в книгах, фильмах и даже комиксах. О нем пишут стихи и песни, его образ переделывают в самые удивительные вариации, он выступает то врагом всего сущего, то настоящим героем, то «супер-компьютером» (это уже к Петру Воробьеву). Трудно сказать, что раннесредневековые скальды хотели передать нам через образ волка Фенрира. Изначально он не желал никому зла, но его боялись. Его предали, и он отомстил асам уничтожением мира. В этой интерпретации древний скандинавский сюжет выглядит очень знакомо, не так ли?..

Советуем почитать: