Новые статьи

Глейпнир, погибель Фенрира

Один из самых запоминающихся мифов из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона рассказывает о том, как асы во главе с Одином хитростью пленили чудовищного волка Фенрира, сына Локи. В этой истории присутствует необычный артефакт, Глейпнир, этимология которого неясна. В части «Видение Гюльви» Высокий (Один) утверждает, что асы боялись Фенрира, потому что волк рос слишком быстро. Кроме того, в этом же эпизоде упоминается некое пророчество (вероятно, имеется ввиду «Прорицание Вельвы» из «Старшей Эдды»), по которому Фенрир «рожден на погибель асам». В итоге, только волшебная цепь Глейпнир смогла сдержать волка, да и то  лишь до определенного момента.

Согласно «Младшей Эдде», сначала асы изготовили цепь Лединг, огромные звенья которой состояли из чистого железа. Фенрир порвал цепь, не задумываясь.  Тогда асы изготовили Дроми, другую цепь, которая была вдвое крепче первой. Волк и ее порвал без особого труда. Один, видя необычайную силу волка, послал Скирнира, быстроногого слугу Фрейра, в Свартальвхейм к темным альвам (гномам), которые по велению Всеотца изготовили Глейпнир. Внешне цепь Глейпнир выглядела как шелковая лента («гладкая и мягкая», так говорит Высокий, отвечая на вопрос Гюльви). Тем не менее, Глейпнир невозможно было разорвать, потому что темные альвы сотворили ее из «шести сутей»: корни гор, шум кошачьих шагов, борода женщины, птичья слюна, медвежьи жилы и дыханье рыбы.

Глейпнир

Как не трудно догадаться, здесь Глейпнир выступает тонким поэтическим образом, ведь «кошачьи шаги», «женская борода» и другие составные элементы волшебной цепи попросту не существовали для древних скандинавов. Важно отметить, что средневековые жители Скандинавского полуострова полагали, будто жилы выполняют функцию, как бы мы сейчас сказали, нервных волокон. А так как медведя скандинавы почитали зверем бесстрашным и не чувствующим боли, то оборот «медвежьи жилы» был для них чем-то вроде эффектного оксюморона. Остальные образы также условны, исключая разве что «корни гор».

Глейпнир удалось надеть на Фенрира лишь после того, как Тюр (бог отваги и победы) вложил ему в пасть свою правую руку. Волшебная цепь была изготовлена таким образом, что чем больше волк пытался вырваться из нее, тем сильнее она сжимала его тело. Разумеется, Тюр лишился руки, но эта жертва позволила асам сковать Фенрира (более подробно об этом эпизоде – см. раздел «Фенрир»).

В «Речах Высокого» также говорится о том, что конец цепи Глейпнир называется Гельгья, его асы протянули «сквозь» каменную плиту Гьёлль (также зовется река, окаймляющая Хельхейм), зарыв ее глубоко в землю. Затем Гельгья привязали к камню Твити и зарыли его еще глубже. Так Глейпнир будет сдерживать Фенрира до конца времен, до самого Рагнарека, и лишь в день «гибели богов» цепь падет, освободив волка. При этом относительно сущности образа волшебной цепи Глейпнир нет единого мнения. Некоторые исследователи полагают, что Глейпнир не несет в себе особой смысловой нагрузки. Другие уверены, что волшебная цепь – символ всемогущества асов (или, скорее, мастеров Свартальвхейма). В некоторой степени Глейпнир также может выступать символом их (асов) вероломства, ведь номинально Фенрир не причинял никому зла, а во время Рагнарека он убил Одина из мести, за то, что тот обрек его на тысячелетия страданий во тьме подземного мира. Так или иначе, но цепь Глейпнир – это одно из важнейших звеньев скандинавской мифологии, насквозь проникнутой ярким скальдическим пафосом.

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!