Нидавеллир

Купить Славянские обереги!
Содержание статьи

Нидавеллир – обитель убывающей луны

В скандинавской мифологии Нидавеллир – мир гномов (они же карлы или цверги). Нидавеллир упоминается в «Прорицании вёльвы» из «Старшей Эдды» в связи с родом Синдри (или Эйтри), того самого гнома, которого Локи поссорил с сыновьями Ивальди, в результате чего два древних племени устроили соревнование в кузнечном мастерстве.

В оригинальном эддическом отрывке сказано следующее: «Пред севером крайним, в Нидавеллире, стоит дом золотой, в котором род Синдри живет». На крайнем севере в соответствии с древнескандинавской космологической системой находился Нифльхейм – мир льда и мрака. То есть Нидавеллир должен располагаться в непосредственной близости от Нифльхейма.

Еще один важный момент – в «Прорицании вёльвы» Нидавеллир упоминается наряду с Окольниром в числе чертогов Хельхейма. Технически это не идет в разрез с концепцией Девяти Миров, так как сам Хельхейм является отдельной локацией в Нифльхейме. Однако в «Младшей Эдде» Снорри Струлсона Нидавеллир вообще не упоминается, там миром темных альвов (они же гномы) назвал Свартальвхейм (подробнее – см. эпизод с волосами Сив и сыновьями Ивальди).

По версии Д. Линдоу (монография «Северная мифология») Стурлусон просто объединяет Нидавеллир и горы Нидафьёлл. К. Дэли («Северная мифология от А до Я») выдвигает версию о том, что Нидавеллир совсем не обязательно идентифицировать как Свартавльвхейм (возможно – его раннее название). По версии исследователя, Нидавеллир может быть особой локацией внутри Свартальвхейма или даже столицей этого мира.

Нидавеллир – обитель убывающей луны

Версия К. Дэди кажется любопытной, но не объясняет, почему Нидавеллир проигнорирован Снорри Стурлусоном. Если это действительно не альтернативное название Свартальвхейма, а столица мира темных альвов или иная значимая локация, то ее отсутствие в «Младшей Эдде» и поздних эддических текстах выглядит, по меньшей мере, странным.

Еще одно важное упоминание о Нидавеллире присутствует в «Речах Регина», там говорится, что колдун Хрейдмар (отец Фафнира, Регина и Отра) является владыкой Нидавеллира. Этот эпизод ставит еще больше вопросов, потому что Хрейдмар описывается как чародей, но не гном, а все его дети, включая дочерей Люнгхейд и Лофнхейд, – люди (и при этом оборотни).

Вопрос этимологии

Древнескандинавское слово «Niðavellir» образовано сращением двух основ: «niða» и «vellir». «Niða» часто переводят как «тьма» или «мрак», но это неверно. На древнескандинавском «niða» значит «убывающая луна», возможно наоборот – «новолуние» (У. Макконел «Традиции нибелунгов: энциклопедия»). Л. Холландер в своем анализе «Старшей Эдды» пишет о том, что «nið» может иметь значение «низ».

Слово «vellir» имеет несколько вариантов перевода, среди них – поле, дом, обитель, чертог, регион. То есть получается, что Нидавеллир – это «обитель убывающей луны» или «обитель новой луны», однозначного мнения среди лингвистов нет. Традиционный перевод «мир тьмы» возник из альтернативного названия Нидавеллира – Миркхейм («Myrkheimr»), где «myrk» значит «тьма», а «heimr» – «мир» или «земля».

 

Советуем почитать: