-
Нидавеллир
Нидавеллир – обитель убывающей луны
В скандинавской мифологии Нидавеллир – мир гномов (они же карлы или цверги). Нидавеллир упоминается в «Прорицании вёльвы» из «Старшей Эдды» в связи с родом Синдри (или Эйтри), того самого гнома, которого Локи поссорил с сыновьями Ивальди, в результате чего два древних племени устроили соревнование в кузнечном мастерстве.
В оригинальном эддическом отрывке сказано следующее: «Пред севером крайним, в Нидавеллире, стоит дом золотой, в котором род Синдри живет». На крайнем севере в соответствии с древнескандинавской космологической системой находился Нифльхейм – мир льда и мрака. То есть Нидавеллир должен располагаться в непосредственной близости от Нифльхейма.
Еще один важный момент – в «Прорицании вёльвы» Нидавеллир упоминается наряду с Окольниром в числе чертогов Хельхейма. Технически это не идет в разрез с концепцией Девяти Миров, так как сам Хельхейм является отдельной локацией в Нифльхейме. Однако в «Младшей Эдде» Снорри Струлсона Нидавеллир вообще не упоминается, там миром темных альвов (они же гномы) назвал Свартальвхейм (подробнее – см. эпизод с волосами Сив и сыновьями Ивальди).
По версии Д. Линдоу (монография «Северная мифология») Стурлусон просто объединяет Нидавеллир и горы Нидафьёлл. К. Дэли («Северная мифология от А до Я») выдвигает версию о том, что Нидавеллир совсем не обязательно идентифицировать как Свартавльвхейм (возможно – его раннее название). По версии исследователя, Нидавеллир может быть особой локацией внутри Свартальвхейма или даже столицей этого мира.
Версия К. Дэди кажется любопытной, но не объясняет, почему Нидавеллир проигнорирован Снорри Стурлусоном. Если это действительно не альтернативное название Свартальвхейма, а столица мира темных альвов или иная значимая локация, то ее отсутствие в «Младшей Эдде» и поздних эддических текстах выглядит, по меньшей мере, странным.
Еще одно важное упоминание о Нидавеллире присутствует в «Речах Регина», там говорится, что колдун Хрейдмар (отец Фафнира, Регина и Отра) является владыкой Нидавеллира. Этот эпизод ставит еще больше вопросов, потому что Хрейдмар описывается как чародей, но не гном, а все его дети, включая дочерей Люнгхейд и Лофнхейд, – люди (и при этом оборотни).
Вопрос этимологии
Древнескандинавское слово «Niðavellir» образовано сращением двух основ: «niða» и «vellir». «Niða» часто переводят как «тьма» или «мрак», но это неверно. На древнескандинавском «niða» значит «убывающая луна», возможно наоборот – «новолуние» (У. Макконел «Традиции нибелунгов: энциклопедия»). Л. Холландер в своем анализе «Старшей Эдды» пишет о том, что «nið» может иметь значение «низ».
Слово «vellir» имеет несколько вариантов перевода, среди них – поле, дом, обитель, чертог, регион. То есть получается, что Нидавеллир – это «обитель убывающей луны» или «обитель новой луны», однозначного мнения среди лингвистов нет. Традиционный перевод «мир тьмы» возник из альтернативного названия Нидавеллира – Миркхейм («Myrkheimr»), где «myrk» значит «тьма», а «heimr» – «мир» или «земля».