Иггдрасиль

Древо Иггдрасиль – основа Вселенной

В скандинавской мифологии Дерево Иггдрасиль – это огромный ясень (по другой версии – тис), который метафорически представляет собой «скелет» обозримого мира. Позже у германских народов Ясень Иггдрасиль стал называться Ирминсуль, его покровителем являлся бог Ирмин, вероятно – образ, возникший приблизительно в VIII веке на основе скандинавского образа бога победы Тюра.

Фактически Иггдрасиль и есть сама Вселенная. Миры Иггдрасиля существуют на разных «уровнях», некоторые – в кроне дерева (как, например, Асгард и Альвхейм), другие на уровне ствола (Мидгард), третьи – в его корнях (например, Хельхейм и Свартальвхейм). Однако это более позднее представление о структуре Мирового древа Иггдрасиль (бытовавшее среди фризов). В наиболее ранних эддических текстах, в частности – в «Речах Гримнира» из «Старшей Эдды» говорится о том, что все «ключевые миры» располагаются у корней Ясеня. Один корень уходит в Хельхейм, второй – в Мидгард, третий – в Ётунхейм. Хотя в Стурлуссоновской Эдде предлагается несколько иной вариант: первый корень Древа Иггдрасиль уходит в Асгард, второй – в Нифльхейм, третий, опять же, в Ётунхейм. Чем вызваны такие разночтения, не совсем ясно.

Дерево Иггдрасиль

Согласно эддическим текстам, корни Иггдрасиля располагаются вовсе не нижней части мироздания, что было бы логичным. Например, в «Видении Гюльви» сказано, что тот корень, под которым находится источник Урд, находится «на небе». Иными словами, Иггдрасиль, значение которого для древних скандинавов, былом, несомненно, очень велико, имеет непростую многоуровневую структуру, которая, возможно, выходит за рамки привычного нам трехмерного мира. Однако корень Урд наиболее известный из всех корней Иггдрасиля. Именно под этим корнем живут три норны, которых зовут Урд (что значит «судьба», или «прошлое»), Верданди (в переводе с древнескандинавского – «становление», или «настоящее») и Скульд (что значит «долг», или «будущее»). Норны прядут нити людских судеб, они определяют, кому суждено быть великим героем, а кто сгинет в безвестности. И этот образ также неоднозначен, ведь древнескандинавская традиция не была фаталистична, согласно ее канонам человек в любой момент времени сам определял свою судьбу. Норны поддерживали Древо Иггдрасиль, не позволяли ему состариться и погибнуть.

Второй корень Иггдрасиля известен тем, что, согласно «Младшей Эдде», возле него находится некий источник мудрости, который стережет Мимир, величайший из ётунов. Именно Мимиру Один отдает свой правый глаз, чтобы напиться из источника. После этого ритуала Всеотец пригвоздил себя собственным копьем к стволу Ясеня Иггдрасиль и провисел так девять дней, пока ему не открылось сокровенное знание о рунах. С другой стороны, известна иная легенда, согласно которой Мимир был заложником ванов, позже его убили и обезглавили. В соответствие с этой версии Один отдал свой глаз, чтобы оживить голову Мимира (в «Младшей Эдде» на этот счет сказано, что Всеотец забальзамировал голову великана). Затем Один поместил голову Мимира у источника мудрости и периодически ходил к нему за советом, одновременно черпая знания из источника. Также в Стурлуссоновской Эдде сказано, что Мимир сам пил из источника, зачерпывая воду рогом Гьяллархорн. Это тот самый рог, который, согласно тексту обоих Эдд, принадлежит Хеймдалю, так что данный фрагмент также не совсем понятен.

Под третьим корнем Иггдрасиля находится Хвергельмир (в переводе с древнескандинавского «Кипящий Котел»). Это толи источник, толи колодец, из которого берут начало все подземные реки, в частности – легендарная река Гьелль, отделяющая Хельхейм от Нифльхейма. Хвергельмир наполняется влагой, что капает с рогов оленя Эйктюрнира (в переводе с древнескандинавского «с дубовыми рогами»). Эйктюрнир стоит на крыше Вальхаллы и питается листьями с кроны Древа Иггдрасиль. То есть мы вновь видим достаточно непростую пространственную модель, согласно которой корни Иггдрасиля расположены на разных уровнях.

Мифологические образы, связанные с Иггдрасилем

В более поздних мифах говорится не об одном, а о четырех оленях, что пасутся в кроне Мирового древа. Ветви Иггдрасиля также являются прибежищем для огромного орла, который является воплощением мудрого йотуна Хресвельга, своими крыльями он порождает ветер. На орле (или меж его глаз) восседает сокол Ведрфельнир, который видит все, происходящее в мире. У корней Иггдрасиля живет дракон Нидхегг (этимология не известна). Нидхегг пожирает души людей, которые вели недостойную жизнь, это обманщики, убийцы, клятвопреступники. Мудрый орел из ветвей Иггдрасиля постоянно что-то говорит дракону, и тот отвечает, но так как расстояние между ними слишком велико, то сообщения переносит белка Рататоск (в переводе с древнескандинавского – «грызозуб»). Однако Нидхегг, обитая в самой глубине Хвергельмира, постоянно подгрызает корни Иггдрасиля, стремясь сломить дерево.

Также стоит упомянуть, что, согласно «Младшей Эдде», у корня Урд находится «судилище богов», куда асы приходят каждый день, чтобы решать насущные вопросы (не совсем ясно, почему они не могут делать этого в Асгарде). Таким образом, 9 миров Иггдрасиля пересекаются в различных аспектах, образуя замкнутую систему Вселенной.

При этом этимология слова «иггдрасиль» достаточно очевидна. «Игг» – это одно из имен Одина, а «драсиль» значит «скакун». То есть дословно «иггдрасиль» можно перевести как «скакун Одина». Многие исследователи видят в этом отражение мифа о том, как Один провисел на дереве в поисках мудрости. Отсюда происходит наиболее популярный кеннинг виселицы – «скакун висельника» (ведь Одина часто называли богом висельников).

В завершении стоит чуть подробнее сказать о вышеупомянутом германском Ирминсуле, который воплотил в себе идею Мирового древа Иггдрасиль. Как полагали северные германцы, Ирминсуль располагался  в Вестфалии, а если точнее – в роще у крепости Эресбург. Однако этот огромный ясень был сожжен Карлом Великим в 772 году (Карл стремился крестить германцев). Второй Ирминсуль, согласно легендам, располагался в Тюрингии, на правом берегу реки Унштрут. Разумеется, на данный момент никакого уникального или хотя бы особо крупного ясеня там нет. Да и вообще, очевидно, что речь в этих легендах идет лишь о священных рощах, капищах, местах поклонения древних германцев. Ведь мифологический Ясень Иггдрасиль – это вовсе не дерево, и скандинавы это отлично понимали. Речь шла о структуре космоса, о котором, быть может, викинги знали гораздо больше нас. Ведь многие аспекты мифов об Иггдрасиле до сих пор не ясны исследователям.

P.S. Необходимо упомянуть о таком понятии как «руны Иггдрасиля» или «руна Иггдрасиля». Исконно подобных понятий в северной традиции не существовало, нет никакой руны Мирового Древа. Но в современных эзотерических практиках (например, система Иггдрасиль Рейки) этот образ активно используется. Это вовсе не говорит о том, что некие «руны Иггдрасиля» нельзя применять для медитаций, нужно лишь понимать, что это даже не реконструкция, это условная стилизация.

Советуем почитать: