-
Ран
- Ран – богиня шторма
- Этимология имени
- Упоминания Ран в «Старшей Эдде»
- Упоминания богини Ран в «Младшей Эдде»
- Упоминания Ран в других тексах эддического блока
- Интерпретация образа богини Ран
Ран – богиня шторма
В норвежской мифологии Ран – персонификация моря, супруга Эгира, который также воплощает морскую стихию. По происхождению Ран и Эгир – йотуны, у них было девять дочерей, которых называли девами волн.
Важно отметить, что богиня Ран не входит в общий германо-скандинавского пантеон, вера в нее была распространена локально в Норвегии, южнее их с Эгиром место занимал Ньёрд – тоже бог моря, но не йотун, а ван.
В отличие от Эгира, воплощавшего море как таковое (либо спокойное, благополучное море), богиня Рана чаще упоминается в связи с бушующим штормовым морем, несущим человеку явную опасность. В эддических сагах неоднократно говорится про колдовскую сеть Ран, с помощью которой богиня вылавливает утонувших моряков.
Богиня Ран присутствует в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде», в «Саге о Фритьофе Смелом» и «Саге о Вёльсунгах», также ее образ широко представлен в скальдической поэзии. Знаменит эпизод из «Саги о Вёльсунгах», где богиня Ран одолжила свою сеть Локи, чтобы тот мог изловить темного альва Андвари и за его золото выкупить у колдуна Хрейдмара жизни Одина и Хенира.
Этимология имени
В древнескандинавском языке имя богини Ран («Rán») выступало именем нарицательным и в переводе означает «кража» или «ограбление». Р. Симек в «Словаре северной мифологии» говорит о том, что имя Ран, как теоним, нуждается в дальнейших исследованиях, потому что его этимология не ясна.
По Симеку, богиня Ран представляла агрессивное божество-разбойницу и ее имя, очевидно, не имеет отношения к древнескандинавскому «ráða» («правило»), как предполагалось ранее.
Г. Вигфуссон в «Исландско-английском словаре» приводит множество кеннингов богини Ран из скальдических источников. Абсолютно все эти кеннинги так или иначе определяют море, например – «земля Ран», «кровать Ран», «путь Ран».
Упоминания Ран в «Старшей Эдде»
Впервые богиня Ран упоминается в «Саге о Вёльсунгах» из «Старшей Эдды» в связи с морским путешествием Хельги, которого валькирия Сигрун защищает от «когтей Ран». К. Ларрингтон в комментариях к «Старшей Эдде» пишет о том, что в этом эпизоде богиня Ран, очевидно, пытается утопить Хельги и его моряков.
Во второй раз Ран упоминается в «Песне о Хельги», о ней говорит Атли во время полета с женщиной-йотуном Хримгерд. Атли использует оборот «отдать Ран» по отношению к королевским воинам в значении «убить».
Третье упоминание богини Ран в «Старшей Эдде» связано с «Песнью Регина». Там описывается вышеупомянутый эпизод, где Локи случайно убивает Отра – сына Хрейдмара (который также является отцом оборотней-драконов Регина и Фафнира). Хрейдмар просит выкуп золотом, оставив в заложниках Одина и Хенира. Чтобы найти нужно количество золота, Локи решает поймать богатого цверга Андвари и для этого просит у богини Ран ее сеть. Примечательно, что впоследствии это золото приносит немало несчастий людям (то самое «золото Нибелунгов»).
Г. Сильфон в комментариях к «Младшей Эдде» отмечает, что в некоторых источниках Локи не просит сеть, а самостоятельно ловит щуку, в которую превратился Андвари.
Упоминания богини Ран в «Младшей Эдде»
В Младшей Эдде Снорри Стурлусона богиня Ран упоминается в «Языке поэзии» и «Перечне стихотворных размеров». В основном речь идет о кеннингах моря, например – «муж Ран», «земля Ран и ее дочерей». Любопытно, что Стурлусон приводит строфу из песни скальда XI века Хофгарда-Реффа Гестссона и в этой строфе Ран названа «вёльва Гимус (или Гимир)».
Э. Фолкс в комментариях к «Младшей Эдде» говорит о том, что Стурлусон, вероятно, пытался показать идентичность трех образов – Хлер, Эгир и Гимир. Тем не менее, Струлусон цитирует несколько отдельных строф с упоминанием конкретно Ран, поэтому предположение Фолкса о том, что Гимир и есть Ран, может быть ошибочным.
Также в «Языке поэзии» говорится о том, почему огонь имеет кеннинги – «золото Эгира» и «золото Ран». Речь идет о мифе, по сюжету которого Эгир побывал на пиру в Асгарде, а затем пригласил асов в свой дом. Там асы увидели светящееся золото, которое освещало зал подобно тому, как зал Вальхаллы освещают колдовские мечи.
В завершающей части «Языка поэзии» Ран упоминается в общемсписке богинь.
Упоминания Ран в других тексах эддического блока
В «Саге о Вёльсунгах» богиня Ран упоминается в связи с уже описанным мифом о том, как Локи ловил темного альва Андвари. В «Саге о Фритьофе Смелом» герой дважды упоминает богиню Ран в связи с грядущей гибелью его корабля. Этот эпизод демонстрирует, что погибшие в море попадали не в Хельхейм, а в особое царство мертвых к Ран.
Интерпретация образа богини Ран
Р. Симек в «Словаре северной мифологии» высказывает предположение, что богиня Ран являлась целенаправленным антиподом Эгира, который олицетворял «дружественное море», то есть море дающее (пища, путешествия, сокровища).
Ран в противовес своему мужу воплощала разрушительную стихию, поэтому, как пишет Симек, этот образ, вероятно, возник не ранее XI века, когда среди скандинавских и исландских мореплавателей наблюдаются тенденции к романтизации моря в негативных тонах.
При этом очевидно, что Ран по своим функциям схожа с Хель, потому что они обе являются богинями мертвых. Но если мир Хель хорошо известен, он неоднократно упоминается в эддических текстах и подробно описан (Хельхейм), то мир богини Ран, расположенный, вероятно, на морском дне, остается для современных скандинавоведов абсолютной загадкой.