Новые статьи

Лив и Ливтрасир – в начале нового мира

В древнескандинавской мифологии Лив и Ливтрасир – единственные жители Мидгарда, которые переживут Рагнарек. Кроме них выживет дракон Нидхёгг и шесть асов – Моди и Магни (дети Тора), Вали, Видар, Бальдр и Хёд (дети Одина).

Женское имя Лив («Lif») в переводе с древнескандинавского означает «жизнь», мужское имя Ливтрасир («Lífþrasir») можно перевести как «воплощение жизни». Они переживут Фимбульвинтер и уничтожение мира огненным великаном Суртом, спрятавшись в роще Ходдмимир. В эддических текстах говорится, что Лив и Ливтрасир не умрут от голода благодаря живительно росе и дадут начало поколению людей, которому суждено заселить перерожденный мир.

Впервые Лив и Ливтрасир упоминаются в «Речах Вафтруднира» из «Старшей Эдды», где по сюжету Один спрашивает у йотуна Вафтруднира, кто из людей переживет великанскую зиму. Во второй раз герои встречаются в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона. В части «Видение Гюльви» Один в образе Высокого рассказывает о них Ганглери, дублируя информацию из «Речей Вафтруднира». При этом в «Младшей Эдде» уточняется, что Лив и Ливтрасир переживут не только Фимбульвинтер, но и гнев Сурта, который уничтожит старый мир.

Лив и Ливтрасир – в начале нового мира

К. Ларрингтон предполагает, что Ходдмимир может быть альтернативным названием Источника Мимира, который располагается у одного из корней Мирового Древа. Так как в эддических текстах ничего не сказано о судьбе Иггдрасиля во время и после Рагнарека, исследовательница высказывает мнение о том, что на самом деле Лив и Ливтрасир переживут гибель богов, укрывшись под ним. Соответственно роса, которой они, согласно пророчеству, будут питаться, может являться водой из Источника Мимира.

Р. Симек соглашается с К. Ларрингтон в том, что Ходдмимир – это Иггдрасиль, однако он говорит о том, что данный эпизод имеет другое значение. Симек указывает на цикличность древнескандинавской эсхатология – если в начале мира Один, Лодур и Хёнир создают первых людей (Аска и Эмблу) из ясеня и ивы, то в конце мира два последних человека вновь получают жизнь благодаря дереву, в этот раз – Иггдрасилю. Вероятно, в обоих случаях дерево – это символ, заключающий в себе образ единой природы.

При этом Р. Симек проводит параллель с баварской легендой о пастухе, который пережил чуму, спрятавшись в стволе дерева, и впоследствии потомки этого пастуха заселили землю. Исследователь говорит о том, что идея происхождения человека «из дерева» выступает традиционной для всех народов германской группы и, вероятно, для некогда единой индоевропейской культуры.

 

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!