Новые статьи
Содержание статьи

Эгиль Скаллагримссон – скальд, берсерк, шаман

Эгиль Скаллагримссон (Egill Skallagrímsson) – один из наиболее известных скальдов эпохи викингов, жил приблизительно в период с 904 по 995 год (даты установлены Г. Поллсон и П. Эдвардс). Жизнь Эгиля известна нам во всех подробностях благодаря поэтическому произведению «Сага об Эгиле», которое охватывает историю исландского клана Скаллагримссонов на протяжении трех поколений.

В «Саге об Эгиле» описывается период приблизительно с 850 по 1000 год, ее автор неизвестен. На основе стилистического сходства с «Кругом Земным» Г. Поллсон и П. Эдвардс предполагают, что оба произведения принадлежат перу Снорри Стурлусона. Тем более, что «Сага об Эгиле», по всей видимости, написана между 1220 и 1240 годом, то есть как раз в годы жизни автора «Младшей Эдды».

Жизнь и деяния Эгиля Скаллагримссона

Эгиль Скаллагримссон – скальд, берсерк, шаманСогласно тексту «Саги об Эгиле», великий скальд из клана Скаллагримссонов родился в Исландии. Его отцом был Грим Корвельссон, прозванный «скалла» («skalla»), что значит «лысый». Его мать – Бера Ингварсдоттир, внучка Ульфа Бьялфасона, прозванного «квелдульф» («kveldulf»), что в переводе с древнеисландского означает «ночной волк». Этническими предками Эгиля Скаллагримссона были финно-угорские саамы.

Отец Эгиля люто ненавидел Харальда Прекрасноволосого, первого короля Норвегии, поэтому переселился в Исландию, обосновавшись в Борге, где, как говорится в саге, находилась могила его отца. Его старший сын, Эгиль Скаллагримссон, написал первое стихотворение в возрасте трех лет, он с детства отличался агрессивным нравом и его уже в самые ранние годы называли берсерком.

В «Саге об Эгиле» дается подробное внешнее описание скальда, по мнению Л. Джессе, указывающее на костную болезнь Педжета, связанную с деформацией и утолщением костей. Эгиль был невероятно высоким и широкоплечим с крупной головой и суровым выражением лица.

Примечательный эпизод произошел с Эгилем Скаллагримссоном, когда ему было семь лет. Один из мальчишек обманул его в детской игре, Эгиль разозлился, взял дома топор и раскроил обманщику челюсть. И это был лишь первый жестокий поступок в череде кровавых расправ, которые скальд чинил над своими врагами. Он убил Берг-Онундра, когда тот отказался отдать ему свою жену Асгерд. Однако это был честный бой – он проводился по правилам хольмганга.

Также в саге упоминается нелицеприятный эпизод, когда во время пира Эгиля вырвало на некоего Армода. Армод возмутился поведением скальда, за что тот без лишних разговоров выколол ему глаз.

Эгиль Скаллагримссон убил Барара из Атли, который служил у короля Эйрика Кровавая Секира. Королева Гюннхильд отправила своих братьев Эйвинда Брэггарта и Альфа Акманна покарать скальда, однако тот и их лишил жизни. Далее в «Саге об Эгиле» описывается, как скальд вместе со своим братом Торольфом путешествует по пути «из варяг в греки», много сражается и привозит с собой несметные богатства. После этого путешествия Эгиль долгое время жил в Курляндии как мирный торговец.

Затем, когда Харальд Прекрасноволосый умер, на трон всходит Эйрик Кровавая Секира, убивший обоих своих братьев. Эйрик тут же объявляет Эгиля вне закона, именно тогда Скаллагримссон убивает сначала Берг-Онундра, а затем сына Эйрика и Гюннхильд – Рёнгвальдра.

Далее по тексту саги Эгиль Скаллагримссон ставит нитсшест против Эйрика Кровавая Секира, проклиная вместе с ним его жену. Однако Гюннхильд проклинает скальда в ответ, сказав, что его не будет покидать чувство страха, пока он вновь ее не увидит. Вероятно, проклятие скальда сработало, так как Эйрик и Гюннхильд были вынуждены бежать из Норвегии в Англию, где стали править Нортумбрией. Эгиль узнал об этом лишь когда потерпел кораблекрушение у берегов Нортумбрии.

В Нортумбрии Эгиль Скаллагримссон отправляется к Аринбьорну, своему хорошему другу. Аринбьорн убеждает скальда, что тот должен помириться с Эрийком Кровавая Секира. Эгиль делает все, как сказал велел Аринбьорн, – он садится рядом с троном Эйрика, смиренно обнимает ногу короля и читает недавно написанное стихотворение. Однако Эйрик говорит, что злодеяния Эгиля нельзя простить, Гюннхильд, разумеется, настаивает на казни поэта-берсерка. Аринбьорну удается уговорить короля не казнить Эгиля до утра.

Дело в том, что викинги не казнили людей ночью, считая убийства под покровом темноты бесчестными и незаконными. Аринбьорн велел Эгилю Скаллагримссону, чтобы тот за ночь написал непревзойденное стихотворение, восхваляющее Эйрика Кровавая Секира. Эгиль так и поступил – стихотворение величиной в двадцать строф приводится в Главе 63 «Саги об Эгиле». Эйрик был настолько впечатлен, что подарил скальду жизнь.

Позже Эгиль Скаллагримссон сражался на стороне короля Этельстана (с которым воевал Эйрик) в кровавой Битве при Бруннанбурге, за что получил оплату серебром. Затем поэт вернулся на ферму отца в Исландии, где прожил более восьмидесяти лет и умер незадолго до того, как на его родину пришли христианские миссионеры. Перед самой смертью Скаллагримссон зарыл все свои сокровища под Мосфельсбером и убил слугу, который ему помогал. Это была последняя жизнь, которую отнял Эгиль Скаллагримссон.

После того, как на месте фермы Скаллагримссонов был построен христианский храм, тело Эгиля было перезахоронено возле алтаря его сыном. В «Саге об Эгиле» говорится, что при эксгумации на черепе воина-скальда был заметен чудовищный шрам от прямого удара топором. Л. Джессе видит в этом очередной подтверждения наличия у Эгиля Скаллагримссона костной болезни Педжета.

Согласно тексту саги, у Эгиля было пятеро детей от Асгерд Бьеорнсдоттир, которую он забрал, убив Берг-Онундра. Его самым знаменитым потомком была дочь Торгерд Эгиллсдоттир, которая стала великой воительницей и упоминается в нескольких исландских сагах.

Поэтическое наследие Эгиля Скаллагримссона

По мнению Л. Джессе, К. Нолкен, а также ряда других историков и лингвистов, поэзия Эгиля Скаллагримссона – это лучшие художественные произведения раннесредневековой Скандинавии. Сонаторек («Sonatorrek»), погребальная песнь по сыну Эгиля, написанная им самим, по праву считается первым произведением скандинавской лирической поэзии (в частности, такое мнение высказывает С. Янссон). Еще одна особенность поэзии Скаллагримссона заключается в том, что он первым из скандинавских скальдов стал использовать рифму.

Основные произведения Эгиля Скаллагримссона:

* «Aðalsteinsdrápa» («Драпа об Этельстане») – поэма в честь короля Этельстана.

* «Höfuðlausn» («Выкуп головы») – та самая поэма в честь короля Эйрика Кровавая Секира, которая спасла скальду жизнь.

* «Sonatorrek» («Утрата сыновей») – поэма, написанная после смерти Бёдвара, сына Эгиля, корабль которого утонул во время шторма.

* «Arinbjarnarkviða» («Песнь об Аринбьорне») – поэма, посвященная лучшему другу Эгиля.

Также известны «Kjaldardrápa», «Berudrápa», «Lausavísur», две «щитовые драпы» и 46 отдельных вис, упоминаемых в разных источниках.

Эгиль Скаллагримссон

Эгиль Скаллагримссон как рунический шаман

В «Саге об Эгиле» неоднократно встречаются упоминания о том, как руническое колдовство спасает скальду жизнь. К примеру, в эпизоде с пиршеством в Атли, когда Барар пытается отравить Эгиля Скаллагримссона, тот вырезает на своем питейном роге особую руну и рог с отравленным напитком лопается у него в руках.

Также показательным является эпизод, когда фермер приглашает Эгиля в свой дом, чтобы тот помог его жене, страдающей от неизвестной хвори. Скаллагримссон быстро понял, что однорукий фермер пытался вырезать «руны любви», а вместо этого вырезал «руны болезни». Эгиль сжег деревяшку с опасными рунами и положил под кровать женщины новую – с рунами для выздоровления. После этого он говорит знаменитую фразу о том, что рунами надлежит пользоваться лишь тому, кто смыслит в них. Также Эгиль Скаллагримссон использовал руны, когда воздвиг нитсшест против Эйрика Кровавая Секира.

Однако исследователи видят здесь вовсе не колдовство, а лишь острый ум скальда. Например, известно, что яды, применяемые в Исландии и Скандинавии в X веке, содержали большой объем алкалоидов, которые могли серьезно повредить питейный рог. Эгиль, вырезая руну, вероятно, мог заметить характерный износ. Что же касается выздоровевшей женщины, то в саге говорится, что помимо вырезания рун скальд приказал выбросить из дома все старое белье больной и надеть на нее новое. Очевидно, что подобное решение действительно могло способствовать выздоровлению.

Так или иначе, Эгиль Скаллагримссон – одна из наиболее ярких, неоднозначных и во многом – непостижимых фигур в истории раннесредневековой Скандинавии. Он был непобедимым воином, руническим шаманом, удачливым торговцем, непревзойденным поэтом, авантюристом и путешественником. Едва ли найдется в мировой истории много людей, которые сочетали в себе подобные качества.

 

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!