-
Древнескандинавская космогония
Сотворение мира
Вначале была только великая бездна Гиннунгагап (этимология слова неясна), она зияла в центре бесконечной пустоты, а по ее краям вращались два мира – Муспелльхейм и Нифльхейм. Муспелльхейм – мир света и огня, в котором могут жить лишь те, кто в нем родился. Муспелльхеймом управляет огненный великан Сурт (в переводе – почерневший от пламени), у него горячая черная кожа и огненный меч в руке.
Нифльхейм – полная противоположность Мусплеллю. Это мир мороза, льда и вечной ночи, изначально он не был заселен. Поток льда и морозного воздуха из Нифльхейма постоянно проникал в Гиннунгагап и исчезал в бездне. В это время с другой стороны из Мусплелльхейма шел жар, и однажды горячее пламя Муспелля встретилось с холодной тьмой Нифльхейма в самом центре бездны Гиннунгагап.
Из этого союза родилось первое живое существо – исполин Имир (в переводе – кричащий). Верно, вроде как Сурт существовал задолго до Имира, но в эддических текстах полно противоречий. Пока Имир спал, из его пота под правой рукой выросли два первых человека – мужчина и женщина. В это же время одна нога Имира «родила от другой ноги» (цитата из Эдды) первого инеистого великана, которые впоследствии заселили Нифльхейм.
Морозные глыбы Нифльхейма продолжали таять рядом с огнем Муспелля и вскоре изо льда вышла небесная корова – Аудумбла. Из ее сосков текли четыре великие реки, которыми питался Имир. Сама корова питалась тем, что лизала холодные соленые глыбы, разбросанные по всему Гиннунгагапу (откуда взялись эти глыбы – история умалчивает, а может из Нифльхейма). В первый день корова вылезала изо льда волосы, во второй – голову, а на третий день полностью освободила человека по имени Бури (в переводе – прародитель).
Вскоре у Бури появился сын Бёр (в переводе – сын), правда совершенно неясно – от кого? Либо же Бури, как и Имир, был существом-гермафродитом. Бёр женился на дочери великана (видимо – инеисторого, других то еще не было) по имени Бёстла (в переводе – жена). О происхождении Бёстлы ничего не известно, сказано лишь, что она дочь великана Болторна (в переводе – гибельный шип). У них родилось три сына – Один, Вили и Вё (перечислены по старшинству). Три брата по неизвестной причине убили Имира, при этом из его тела вытекло столько крови, что она полностью затопила всех инеистых великанов, кроме Бергельмира и его жены, которых Один спас на лодке и вывез в Нифльхейм.
Один, Вили и Вё бросили тело Имира в Гиннунгагап и из его частей сотворили мир: из крови – океан, моря, озера и реки; из плоти – землю; из волос – деревья, а из костей – горы. Из зубов Имира они сделали камни и прибрежную гальку, а его сломанные кости сгодились для образования рудных залежей. Но пока братья строили мир, тело Имира начало гнить и в нем завелись жуткие личинки – по приказу Одина эти личинки приняли человеческий облик и поселились в земле и скалах (не совсем ясно, о ком речь – о темных альвах или о светлых, потому что согласно исландскому фольклору в холмах и горах живут как раз светлые альвы, образ которых позже видоизменился до волшебных фейри).
Затем сыны Бёра сотворили небо из черепа Имира, и по четырем его концам поставили четырех цвергов (карликов, темных альвов), которых звали – Север, Юг, Восток и Запад. Из мозга Имира братья сотворили воздух и облака. Потом Один, Вили и Вё взяли искры Муспелльхейма и создали из них небесный огонь, который согревал и освещал землю и небеса.
Для защиты от враждебных великанов братья решили создать срединный мир – Мидгард, который расположили между Асгардом, миром, в котором они жили, и землями великанов. При этом опять же неясно, о каких великанах идет речь. Вероятно, не об инеистых, ведь их Один сам спас и поселил в Нифльхейме. В Эддах по этому поводу упоминаются некие великаны, живущие на побережье, но совершенно непонятно, что это за великаны.
Так или иначе, но из бровей Имира братья создали Мидгард – мир-крепость. Они решили населить Мидгард живыми существами и прогуливаясь однажды по морскому побережью, нашли два дерева. Асы сотворили из них мужчину и женщину с именами – Аск (ясень) и Эмбла (ива). Вили наделил их сознанием и способностью двигаться, Вё дал им облик и органы чувств, а Один вселил в них душу. Все смертные Мидгарда происходят от этих людей (опять же противоречие – кем тогда были люди, родившиеся из пота Имира, ведь названы именно людьми).
Сами боги, как я уже сказал, живут в Асгарде, еще одном мире-крепости, который расположен на севере от Мидгарда. Все, кто живет в Асгарде, зовутся асами. Правит Асгардом Один – он сидит на троне Хлидскъяльв, с которого видны все миры, во главе большого стола в исполинском зале, где остальные боги пируют и обсуждают «внешнюю политику». Супруга Одина – мудрая Фригг, дочь Фьоргвина (происхождение неясно). Их первый сын – Тор, владыка священного молота Мьёльнира (священного – буквально, потому что Тор в некоторых мифах конкретно освящает своим молотом предметы).
Асгард с Мидгардом соединяет мост Биврест (в переводе – дрожащий путь), который охраняет светлейших из асов Хеймдаль, который видит и слышит все. Кстати, согласно тексту «Песни о Риге» именно Хеймдаль создал первых людей, а не Один с братьями, причем предполагается, что это как раз более древний вариант мифа о происхождении человека. Но, как я уже сказал, в скандинавской космогонии много противоречий, большинство исследователей объясняют их тем, что до нас эти мифы дошли в фрагментарной и сильно измененной форме.
Мироустройство
Когда Один, Вили и Вё бросили искры Мусплелльхейма в центр Гиннунгагап, мировая бездна осветилась и перестала существовать. На ее месте выросло исполинское дерево, которое «нанизало» на себя все миры. Этих миров девять:
- Асгард – высший мир, мир богов-асов. В Асгарде у каждого бога свой чертог, например у Одина – Вальхалла (залы павших), у Фрейи – Фольквангр (поле людей), у Тора – Трудхейм (земля силы).
- Мидгард – срединный мир, населенный смертными. Изначально задуман, как промежуточный мир между Асгардом и враждебными мирами – Йотунхеймом и Нифльхеймом (хотя насколько враждебен Нифльхейм неясно, потому что Тор и остальные сражаются только йотунами).
- Хельхейм – нижний мир, мир мертвых, завершает стержневую триаду миров. Хельхеймом правит дочь Локи – Хель по поручению Одина. Туда попадают люди, умершие недостойной смертью. Однако Хельхейм – вовсе не христианский ад, там никто никого не мучает.
- Муспелльхейм – предвечный мир огня, о котором я уже сказал. Причем в эддических текстах говорится, что Муспеллльхейм был самым первым миром и некоторое время он существовал в одиночестве на границе бездны Гиннунгагап. Его населяет народ огненных великанов.
- Нифльхейм – о нем тоже уже сказано, это мир инеистых великанов (потомки Бергельмира). Напрямую Асгард с Нифльхеймом никогда не воевал, об инеистых великанах вообще мало известно и даже в Рагнарёке они не будут принимать участия. Где относительно Асгарда расположены Муспелль и Нифльхейм – неизвестно.
- Альвхейм – мир светлых альвов (эльфов). О нем также практически ничего не известно, ни асы, ни люди почти не встречаются с альвами (вероятно – по инициативе последних). Традиционно Альвхейм располагают «над» Асгардом.
- Свартальвхейм – мир темных альвов (они же – цверги, карлы, гномы). Темные альвы – великие кузнецы и мастера, живут под землей. Свартальвхейм традиционно располагают между Мидгардом и Хельхеймом.
- Йотунхейм – мир великанов йотунов (или ётунов). Расположен на западе от Асгарда и Мидгарда. Именно в Йотунхейм постоянно путешествует Тор, чтобы сражаться. Теоретически напрямую йотуны не могут попасть в Асгард, только через Мидгард. На самом деле похоже, что в Асгард вообще нельзя попасть ни откуда, кроме как из Мидгарда по Бивресту. И неизвестно, можно ли попасть из Асгарда в другие миры, а вот Мидгард – это явно узловая точка, отсюда можно попасть в любой мир и сюда же – из любого мира.
- Ванахейм – расположен на востоке от Асгарда, мир ванов. Ваны – древние боги, воплощения стихийных сил природы. Известно, что асы долго воевали с ванами и едва не проиграли им, но заключили союз и обменялись пленниками. Учитывая, что пленником в Ванахейм поехал брат Одина, впоследствии ставший правителем этого мира, ситуацию можно рассматривать как хитрый политический ход Всеотца.
Существует еще один мир – Утгард (в переводе – «за оградой», либо «внешнее пространство»). О нем мало известно, он упоминается лишь в одном мифе («Путешествие Тора в Утгард»). Этот мир населен могучими людьми (они не называются великанами), а правит ими Утгарда-Локи – великий колдун, мастер иллюзий, которому служат огонь и старость. Также Утгарда-Локи управляет мировым змеем Ёрмунгандом, и по этой причине его иногда соотносят с образом асгардского Локи, который был отцом Ёрмунганда.
Кстати, о Ёрмунганде. Его позиция в космогонии совершенно непонятна. В Эддах сказано, что Один окольцевал Ёрмунгандом мировой океан, чтобы его воды не разлились. Неясно, где именно расположен змей – вокруг только Мидгарда или… всей вселенной? И также неясно, как воды мирового океана не расплескивались раньше, либо же потомство Локи появилось до создания Мидгарда или даже до появления Иггдрасиля.
В финале путешествия Тора в Утгард, когда бог грома и его спутники проигрывают все испытания Утгарда-Локи, тот выставляет их за ворота своего мира и ворота исчезают. Этот момент можно рассматривать двояко – либо Утгарда-Локи действительно иллюзионист колоссальной силы, так что может скрыть от асов целый мир (кстати, видят ли его Один и Хеймдалль?), либо он не так уж силен, просто смог затуманить Тору и его друзьям голову и все эти испытания, как и сам Утгард, оказались всего лишь умело наведенными чарами.
Также стоит упомянуть, что в кроне Иггдрасиля живет великий олень Эйктюрнир (в переводе – «с дубовыми рогами), который эту самую крону регулярно объедает. В корнях дерева расположился черный дракон Нидхёгг, который поедает трупы мертвых и заодно точит ствол Иггдрасиля. Дракон постоянно ругается с орлом, живущим в кроне Иггдрасиля вместе с оленем, но так как они находятся слишком далеко друг от друга, сообщения между ними переносит белка Рататоск, которая постоянно снует вверх-вниз по стволу.
Всего у Игграсиля три корня – первый находится «на небе» (цитата из «Видения Гюльви»), под ним расположен источник Урд, возле которого живут богини судьбы – Норны. У второго корня нет имени и где он находится неясно, но именно под этим корнем находится Источник Мудрости, который охраняет Мимир и из которого испил Один, оставив в залог правый глаз. Третий корень опять же безымянный, под ним находится источник Хвергельмир (в переводе – кипящий котел). Из этого источника берут начало все подземные реки, в том числе те, что текут рядом с Хельхеймом и Нифльхеймом.
Кстати, взаимосвязь этих двух миров вызывает больше всего вопросов. В эддических текстах есть указания на то, что Хельхейм – вовсе не отдельный мир, а лишь часть Нифльхейма. Река Гьёлль, как сказано в «Старшей Эдде», отделяет Хельхейм от Нифльхейма, то есть они как минимум расположены очень близко.
Рагнарёк
На самом деле, до нас дошло не так уж много древнескандинавских мифов, причем многие из них – обрывочны. О большинстве мы поговорим позже, а сейчас, чтобы логически завершить разговор о космогонии, я немного скажу о Рагнарёке (в переводе – гибель богов).
Рагнарёк – это не конкретный день, а цепь событий, которая начнется с того момента, когда чудовищный волк Фенрир (еще один сын Локи) порвет свои цепи и вырвется из пещер Гнипахеллира (где расположены эти горы – непонятно, похоже где-то в Мидагрде). Фенрир пожрет луну и солнце, и весь мир погрузится во тьму и холод.
Это событие назовут Фимбульвинтер (в переводе – великанская зима). Зима продлится три года, к ее финалу Локи и Хель заключат союз с Суртом и единым войском выступят против асов – в этом войске будут мертвые Хельхейма, огненные великаны Сурта и все дети Локи – помимо Хель, там же будет и Фенрир с Йормунгандом.
Против войска мертвых и чудовищ выступят все воины Асгарда, во главе армии богов будет стоять Один и его эйнхерии – те самые смертные воины, после гибели попавшие в Вальхаллу. Вероятно, воины, попавшие к Фрейе в Фольквангр, тоже будут в этом войске. Что касается смертных Мидгарда – по всей видимости, они не будут принимать участие в битве (что, в общем-то, логично).
Битва состоится на равнине Вигрид (перевод неоднозначен – либо «место битвы», либо «место, которого еще нет»). Один будет биться с Фенриром и волк загрызет Всеотца, но в следующее мгновение сын Одина – бог мщения Видар разорвет Фенриру пасть (по другому тексту – пронзит его клинком). Тор сойдется с Йормунгандом и убьёт его, но тут же сам умрет от яда змея. Локи будет сражаться с Хеймдаллем и они убьют друг друга. Фрейр сойдется с Суртом и великан одолеет вана. Неизвестно, с кем будут биться другие персонажи, например – Хель, Хермод, дети Тора, и будут ли женщины принимать участие в битве – Фригг, Фрейя и валькирии. Кстати, вопреки распространенному заблуждению слово «валькирия» не переводится как «дева битвы» и вообще не имеет к этому образу отношения. Валькирия значит «собирающая павших», и нет описаний, мол, у них крылатые шлемы и они там воительницы не в себе. Нюанс в том, что в позднем северном фольклоре многие женщины-воины называются валькириями, например – Брюнхильда из легенды о Зигфриде (которая позже легла в основу эпоса «Песнь о Нибелунгах»).
Когда Сурт убьет Фрейра, огненный великан увидит, что так не должно быть. Брат не должен биться с братом, а смертные не должны страдать из-за ошибок богов. Тогда Сурт соберет воедино всю мощь Муспелльхейма и уничтожит мир во вспышке всепоглощающего пламени. Иггдрасиль тоже будет уничтожен, но не все миры падут и не все существа будут сожжены. Согласно эддическим текстам, из миров останется как минимум Ванахейм, а из его населения – Мимир (не понятно – в виде ли головы или уже целехонький). Также выживет черный дракон Нидхёгг, который улетит в закат (буквально). Из богов выживут дети Тора Моди и Магни (Магни наследует Мьёльнир), а также Хёд и Бальдр. Рагнарёк переживут всего два человека – девушка Лив (в переводе – жизнь) и юноша Ливтрасир (в переводе – пылающий жизнью).
Лив и Ливтрасир укроются в роще Ходдмимир (перевод неизвестен, возможно как-то связана с Мимиром). По одной из версий (версия К.Симмека), речь тут идет не о роще, а о конкретном дереве – собственно об Иггдрасиле, который тоже переживет Рагнарек. Слово «роща», по Симмеку, является ошибкой переводчика. Также в эддах сказано, что Лив и Ливтрасир не умрут от голода, потому что будут питаться «живительной росой». В итоге, они дадут начало новому поколению людей и вместе с асами будут строить новый мир.
Заключение
Безусловно, скандинавская космогония фаталистична. Всем управляют богини судьбы – Норны, свободы выбора по сути нет, а история мира известна наперед и в итоге этот мир будет уничтожен, почти никто не спасется.
Вторая ключевая черта скандинавской космогонии – это цикл нескончаемой войны. Мир начался с битвы и смерти – Один с братьями убили Имира. Битвой и смертью этот же мир закончится – Рагнарёк. Также в большинстве скандинавских мифов так или иначе присутствует мотив схватки – кто-то с кем-то постоянно воюет (в основном Тор), кто-то постоянно преодолевает какие-то невероятные трудности (Скирнир, Хермод).
Плюс образ Вальхаллы – один их центральных в культуре викингов. Да, скандинавские воины действительно стремились к смерти, они были готовы и даже хотели умереть в каждом бою. Но смерть не была самоцелью – они не кончали жизнь самоубийством и сами не бросались на клинки врагов. А усопших, вопреки распространенному заблуждению, оплакивали, потому что человеческие чувства (дружба, любовь, другие формы привязанности) никто не отменял.
Однако для скандинавов смерть в бою не была финалом, ни в каком из смыслов. Она не была переходом, сменой фазы существования. Она не была противоположностью или завершением жизни. Смерть была продолжением жизни, просто кому-то в итоге суждено оказаться по разные стороны баррикад (честно прожившие жизнь и при этом необязательно погибшие в бою будут биться в рядах эйнхериев, остальные – на стороне Локи и Хель в войске мертвецов).
И тем не менее, финальный эпизод скандинавских космогонических мифов – Рагнарёк – говорит о том, что этот мир погибнет, чтобы дать начало миру новому – лучшему. Избавленному от зла и порока. Правда, нет никаких гарантий, что люди и асы в итоге не построят новый мир абсолютно таким же, как старый. Но это уже совсем другая история. Или та же самая, но повторенная снова?..