Каменные корабли

Купить Славянские обереги!
Содержание статьи

Каменные корабли – захоронения с историей

Каменный корабль (или каменная ладья) – это погребальная композиция, характерная для ряда культур железного века и раннего средневековья, существовавших на территории Скандинавского полуострова, Северной Германии и балтийского региона. Наиболее древние находки каменных кораблей датируются приблизительно 1000 годом до нашей эры, наиболее поздние – 1000 годом нашей эры. В Прибалтике каменные корабли называют кораблями дьявола, хотя генез этого оборота абсолютно неясен.

Конструктивно каменный корабль представляет собой захоронение, окруженное камнями произвольной формы, условно образующими контур корабля. В захоронении при этом могут лежать как ингумированные, так и кремированные тела. Камни могут быть установлены вертикально или уложены горизонтально, иногда – целенаправленно врыты в землю на небольшую глубину. Чаще всего расстояния между камнями одинаковые или условно-одинаковые. В ряде случаев камни контура прилегают друг к другу, иногда на носу условного корабля установлен рунический камень.

Каменные корабли – захоронения с историей

Часто такие погребения называют каменными кораблями викингов, так как много находок связано непосредственно с так называемой «эпохой викингов», то есть раннесредневековым периодом, VIII-XI века нашей эры. Тем не менее, погребальные обряды с трупоположением в пределах искусственно установленных каменных кораблей бытовали также среди северогерманских племен, что неудивительно, так как эти культуры в раннем средневековье, а также в предшествующие исторические периоды (включая уже упомянутый железный век) практически идентичны. Среди балтийских стран каменные корабли обнаружены в частности на территории Эстонии.

Каменные корабли как археологические находки – метрические параметры, датировка, типологические признаки

Первые каменные корабли находили на так называемых могильных полях, то есть территориях, в древности выполнявших функции некрополей. Однако многие каменные корабли, обнаруженные позднее, располагались на существенном удалении от любых других археологических находок и не имели никакой геологической или локально-территориальной привязки.

Некоторые из находок невелики, но ряд каменных кораблей викингов, обнаруженных на территории Скандинавского полуострова, имеют монументальные пропорции. Например, каменный корабль из Эллинга (Дания, полуостров Ютландия) имеет 170 метров в длину, хотя на основании исследований, проведенных в последние годы, ряд археологов выдвигают версию о том, что изначально это захоронение имело протяженность 354 метра.

Каменные корабли, археологические находки

В каменном корабле из Эллинга был захоронен Горм Старый, отец Харальда Синезубого, а дальше на юг располагается курган матери Харальда, королевы Тиры. Известно, что ранее на этом месте находился погребальный курган эпохи бронзы, дендрохронологический анализ показал, что викинги установили здесь каменный корабль в 958-959 годы (соответствует смерти Горма Старого), тогда как южная насыпь была создана на 20-30 лет позже.

Каменные корабли викингов в Швеции гораздо меньше, самый большой из них – каменный корабль из Скании, также называемый Эль-Камни – всего 67 метров, при этом ряд погребений не превышает и десятка метров в длину. Нет никакой закономерности по величине или расположению каменных кораблей (они могут быть ориентированы по сторонам света абсолютно произвольно). Некоторые каменные корабли выложены внутри булыжником, другие имеют символические обозначения мачт, кормы и киля (иногда – в форме рунных камней). Большинство камней, составляющих такие корабли, не превышает 1,5 метра в высоту.

Каменные корабли, археологические находки

Каменные корабли из Блекинга и Скании относятся к эпохе викингов, вендельской эпохе (550-790 годы) и германскому железному веку (550–800). Находки на территории Готланда датируются так называемым северным бронзовым веком (1700-500 годы до нашей эры). Каменный корабль из «Старого лагеря» (археологический памятник в Менцлине, Западная Померания) имеет всего несколько метров в длину и датируется IX веком.

Особо стоит отметить каменный корабль из Бломсхольма (Швеция), он имеет в длину 40 метров и состоит из 49 огромных менгиров. А каменный корабль из Аскреберга (также Швеция) собран из двадцати пяти камней по 25 тонн весом каждый. Эти каменные корабли невелики по длине, но отличаются от остальных исключительной величиной камней.

Каменные корабли, археологические находки

Иными словами, нельзя выявить четких закономерностей, по которым каменные корабли викингов и смежных культур можно было бы классифицировать. Все они схожи лишь тем, что выполняли функцию захоронения и камни в них выложены в характерной форме корабля. Ни в одном другом регионе планеты не встречается захоронений подобного рода.

Теории и версии о символизме каменных кораблей, возможные аналогии

Согласно доминирующей версии, каменные корабли связаны с древней традицией, существовавшей у народов Скандинавского полуострова и Северной Германии, по которой усопших надлежало отправлять на ладьях в море. Каменный корабль – упрощенный вариант исконного ритуала. При этомсам  образ корабля закономерен, ведь вся жизнь викингов и смежных им народов была связана с кораблями и морем как таковым, водная стихия имела в их культуре особое значение (например, боги моря и плодородия Ньёрд и Эгир).

Существует версия (высказанная, в частности, Врагом Викернесом), по которой кремирование и ингумация существовали на территории раннесредневековой Скандинавии параллельно, то есть один ритуал не заменял и не отменял другой. По этой версии кремировали и отправляли на ладьях в море лишь тех, кто при жизни чтил асов, тогда как в каменных кораблях хоронили людей, преданных ванам. Асы и ваны – две группы богов из древнескандинавской мифологии, которые на равных управляли мирозданием (асы – Один, Тор, Фригг, ваны – Фрея, Фрейр, Ньёрд). При этом ваны существенно древнее асов и, вероятно, изначально воплощали стихийные силы природы.

Х. Элис в своей работе «Дорога к Хель» говорит о том, что каменные корабли викингов могли быть связаны с посмертным путешествием в Хель. Но Хель в данном случае используется в значении загробного мира как такового, а не одноименной локации (Хельхейм). Данную версию Х. Элис подкрепляет тем фактом, что в ряде случаев каменный корабль располагается у основания погребального кургана (некрополя) и предваряет собой большую открытую площадку, предназначенную, вероятно, для публичных церемоний.

Любопытную версию высказали Д. Хопкинс и Х. Торгейрссон в научной публикации «Корабль в поле», которая вышла в сборнике хельсинского университета в 2012 году. Хопкинс и Торгейрссон предполагают, что каменные корабли так или иначе связаны с образом богини Фрейи, а точнее с ее обителью – Фольквангом. Посреди Фолькванга, в который Фрея отбирает половину воинов, павших в битве (другую половину Один забирает в Вальхаллу), располагается чертог Сессрумнир. Этот чертог, по мнению исследователей, является поэтической метафорой корабля, тогда как весь Фолькванг – это образ моря. В результате, каменный корабль, установленный у «входа» в некрополь, фактически является своеобразным отражением посмертного мироустройства.

Также вполне вероятно, что каменный корабль выступает благоприятным символом мира и процветания, в подтверждение этому тезису Д. Хопкинс и Х. Торгейрссон приводят эпизод с захоронением Фрейра из «Саги об Инглингах».

Традиционные захоронения, связанные с кораблями, также обнаружены на территории России (Рюриково Городище, Сарское Городище, Тимерево) и Украины (курган Черная могила под Черниговом). Некоторые исследователи также пытаются провести аналогию между каменными кораблями викингов и солнечной ладьей (она же – Ладья Ра или Корабль Хуфу) из древнеегипетской мифологии.

 

Советуем почитать: